На главную Команда  | 
Экспедиция Жмеринка - Рудница - Гайворон - Винница УКР | РУС
Отправной пункт нашей экспедиции - Жмеринка. Несмотря на то, что выезд был запланирован после обеда, я приехал в Жмеринку еще утром, второй электричкой. Вызвонив Серегу, нашёл его на базаре, он бодро расхаживал между рядов одного из Жмеринских рынков вместе со своей знакомой - Олей.
Активно собираясь к поездке у Серёги дома, запихивая в рюкзаки туристические сухари и бутыль с кефиром, Оля поинтересовалась куда это мы собрались? Мы с Серегой честно сказали, что сами еще точно не знаем, но уверенны, что едем железной дорогой в сторону Одессы на станцию Рудница - если хочешь, то поехали с нами и сама все увидишь.

Остап Бендер

Олька долго не колебалась и пошла с нами на вокзал с явным намерением стать непосредственным участником экспедиции.
Идем втроем на вокзал. На вокзале нас как всегда приветствует Остап со своими стульями. В кассе тётя-кассирша порадовала, и за 15 минут до отправления продала Ольке последний билет с Жмеринки до Рудницы. Экспедиция началась.

Классическая Жмеринка

В Жмеринке на вокзале начали что-то долбать и перекрыли пол вокзала, чтобы попасть к кассам и вернуться назад к путям нужно было хорошенько побегать переходами и таким же образом вернуться назад.
Едем поездом номер 23 Москва-Одесса, выезжаем в 13.27. Ориентировочное время прибытия в Рудницу 15.03. В поезде было немного жарковато, почему-то все время воняло не потными носками, а копченой рыбой.
Полтора часа дороги и скорый поезд номер 23 приезжает в Рудницу, остановка 2 минуты. Длиннющий состав не помещается на маленькой платформе Рудницы и почти все кто выходит, в том числе и мы, выпадают с вагона на рельсы встречной колеи.

Высадка в Руднице

Рудница - микроскопический поселок в Пещанском районе на юге Винницкой области. Отсюда, до границы с Одесской областью, не больше двадцати километров. Все чем живет поселок это железной дорогой и несколькими магазинами. Через Рудницу проходят все поезда, которые едут на Одессу, но останавливается здесь около десятка пассажирских поездов, в том числе и международных.
Пока идем к вокзалу, я осматриваю местность и ищу глазами то, ради чего мы сюда приехали - узкую колею. С другой стороны вокзала видно какие-то немного заросшие травой рельсы, подбегаем к ним - точно, это они! 750 мм, накат есть, значит рельсы в ходу. Осталось только дождаться пока приедет то, что по этих рельсах ездит.

Узкоколейка и городской Винницкий трамвай

От рельс идем к вокзалу. Вокзал чистенький и хорошо покрашен, внутри тоже убрано, под лавочками ожидания тихонько дрыхнут две собаки. Рядом на лавочке, в обнимку с сумкой, спит какой-то пассажир, возле кассы кто-то покупает билет. Через открытое на задний двор вокзала окно видно природу в виде привокзальных яблонь и груш.

Вокзал

Мы с Серегой, найдя уголок с расписанием поездов, начинаем его быстро рассматривать. Суть в том, что в 16.23 из Рудницы в Гайворон поезд ездит только три раза на неделю и, ясное дело, нам очень хотелось узнать в тот ли день мы приехали. Информация с сайта железной дороги подтвердилась - поезд сегодня едет, затариваемся в кассе билетами и идем рассматривать Рудницу.
Особенно рассматривать здесь нечего. За путями стоит несколько магазинов. В одним из них купили хлеба, проворная продавщица, увидев что мы мучимся вопросом, что лучше - ломать хлеб или резать, быстро нашла где-то на витрине ножа и продала его нам.
За сотню метров от магазина, прямо возле железнодорожных путей, стоит маленький домик с табличкой Рудницкий сельский совет. Возле сельсовета памятник воинам победителям с воином победителем и непропорциональной к нему пионеркой.

Памятник воинам победителям

Пока мы ходили рассматривать советскую архитектуру, за вокзалом свистнул гудком поезд, но после этого не послышалось привычного шума прибывающего к станции состава. Это он! Перецепляясь через магистральные рельсы, бежим к вокзалу.

ТУ2 приехал в Рудницу

ТУ2 приехал из Гайворона в Рудницу. Народ привычно выходит из вагонов, а мы как дикари смотрим в сторону поезда, тыкаем в него пальцами и фотографируем.

ТУ2

Машинисты отгоняют поезд за стрелки, привычно переводят стрелки на другую колею и перегоняют дизель в начало состава.

Перевод стрелок

Стыковка

Состав состоит из двух пассажирских вагонов, кажется на 34 места каждый, и одного товарного вагона. Придумано очень классно. Народ, который едет с велосипедами и большими мешками с картошкой, не тащит свой груз в пассажирские вагоны, а открывает товарный и запихивает свои велики и огромные мешки туда.

Состав

Товарный вагон, несмотря на свою древнюю узкоколейность, смотрится очень пристойно, хорошо покрашен и совсем не ржавый.

Товарный вагон

Надписи на пассажирских вагонах свидетельствуют, о том, что построены они в Польше в 1958 году. Несмотря на древний век, вагоны качественно отреставрированы и неплохо смотрятся, как внутри, так и снаружи.

Пассажирский вагон

Окна у вагонов непривычно низко открываются, да и сам вагон совсем не гигант и очень похож на вагон из детской железной дороги.

Пассажирский вагон


Пассажирский вагон

Состав сформирован, вагоны прицеплены к дизелю, точно по расписанию в 16.23 поезд отходит от станции Рудница и едет к станции Гайворон, чтобы прибыть туда приблизительно в 8 часов вечера. Дорога занимает чуть больше трех часов.

Поехали

Пыхнув столбом дыма, и осыпав все вокруг сажей с дымохода, мы поехали. В нашем вагоне вместе с нами сидело еще человек пять. Все они друг друга знают, приблизительно знают где кто выходит. В вагоне познакомились с местным студентом, который ехал на учебу в Гайворон. Студент ездит этим поездом уже год и хорошо знает что где. Выяснилось, что именно на этой железке проходили съемки фильма "Девять жизней Нестора Махно". Оно и не мудрено. Почти вся железная дорога проложена через лес, и если выглядывать из окна вагона и смотреть вдоль просеки, то в голове поневоле начинают появляться партизаны скачущие за поездом на лошадях, а где-то впереди поезда подлые фашисты заминировали рельсы.
Первая остановка - Нефар. Если мы правильно поняли нашего студента-гида, то название остановки осталось еще со времен войны. Когда эта территория была захвачена немцами, они дали ей название Нефар. Название прижилось и до сих пор используется.
Большинство остановок это или отдаленные от деревень остановочные платформы, или остановки непосредственно в селах. Иногда железка проходит метрах в десяти от забора какого-то дома.

Остановка

Через несколько минут после отправления в вагон зашла контролерша. Контролерша представляет собой огромную женщину. Билеты проверяет у всех без исключения, у кого нет - заставляет покупать. Но долго убеждать пассажира купить билет не приходится. Пьяненького дедка, который хотел доехать несколько остановок домой, она пообещала выкинуть через окно, если тот не заплатит деньги, или не выйдет на следующей остановке.

Поле

Время от времени поезд едет то через лес, то проезжает по полю, иногда мелькают одинокие домики или фермы. Очень классно ехать по лесу, темный и таинственный лес вызывает новые ощущения, а по окнах все время бьют ветки деревьев - романтика!

Лес

От остановки до остановки вагон постепенно наполняется пассажирами, в основном это студенты, друганы нашего знакомого. Все они знают друг друга и чем дальше мы едем, тем больше их становится и вагон постепенно наполняется шумом.
Приблизительно два часа езды и мы приезжаем в один из районных центров Винницкой области - Бершадь. Здесь нас ждет сюрприз. Навстречу нам из Гайворона едет точно такой же поезд как и наш. Расписание сделано так, чтобы поезда встречались в Бершади и уже после Бершади каждый опять ехал по своей узкоколейке. Встречный поезд, которого мы видим на вокзале, смотрится очень не плохо и совсем по новому, наверное только что после капремонта, это говорит о том, что узкоколейка процветает.

Бершадь

В Бершади стоим минут десять. Все кто продолжительное время ездит этим поездом, в основном это студенты, который сопровождают нас всю дорогу, выбегают в магазин затариться пивом, сухарями и другой студенческой провизией.
Отъезжаем отвокзала и едем по Бершади. Я, как и положено туристу, торчу из окна и вдыхаю Бершадский воздух, осматриваюсь вокруг. Проезжая через переезд, замечаю возле рельс какие-то железнодорожные механизмы и мужичка, который стоит рядом и крутит ручку неизвестного назначения.

Система тросов

Целая система тросов и блоков приводит в движение шлагбаум, закрывая проезд машинам и управляет семафором. Такой экзотической системы управления железнодорожным движением в живую я еще не видел.

Семафор

Проезжаем еще пару остановок. Пассажиров стало значительно больше. В нашем вагоне заняты почти все места. На остановочных платформах народ продолжает запихивать в товарный вагон велосипеды и мешки. Машинист, выглядывая из окна, наблюдает за процессом погрузки. Наша, солидной внешности контролерша, время от времени, выходит из вагона прикрикивая на медлительных пассажиров, чтобы те быстрее паковались и лезли в вагон.

Остановка

На улице вечереет, скоро будем подъезжать к Гайворону. Перед Гайвороном проезжаем по мосту через Южный Буг.

Южный Буг

В 19.44 прибываем в город Гайворон, Кировоградской области. Здесь значительно поживее на вокзале чем в Руднице. Стоит товарный состав, ездят какие-то маневровые. Только мы остановились, наш маленький составчик из трех вагонов сразу же расформировали и соединили вместе дизель и один пассажирский вагон. Через пол часа этот поезд отправится дальше, в Голованевск. Только здесь, в Гайвороне, мы узнали, что этот поезд едет дальше в Голованевск.

Гайворон

Идем на вокзал разузнать как нам отсюда выехать, хотя расписание поездов в Гайвороне мы приблизительно знали. Выяснилось, что касса в Гайвороне работает очень интересно. Работает несколько раз на день промежутками приблизительно по часу - полтора каждый. При чем расписание работы кассы по парных и непарных днях разное.
Ближайший поезд, которым можно отсюда выехать в сторону Жмеринки или Винницы это поезд 668 Гайворон - Жмеринка, отправляется в 22.56, приблизительно через три часа. Соглашаемся на этот вариант и пристраиваемся в коротенькую очередь в кассу за билетами. Серега стоит впереди меня и покупает билеты себе и Ольке и уточняет кассирше, чтобы она в стоимость билета добавила и плату за постель. Кассирша непонимающе моргает глазами и смотрит на Серегу. Серега еще раз повторяет, что мол я хочу заплатить за постель, одеяла, подушки и все такое. Тетенька, которая стояла за нами в очереди начинает хихикать, ребята, вы что? Какая постель? В этом поезде ее никогда и не было. Чувствуем себя ноловко и соглашаемся на тот билет, что нам предлагают. Как выяснилось позже в составе 668-го поезда только общие вагоны без постели.
Рядом с вокзалом есть магазинчик "Мандарин", который мы сразу увидели недалеко от вокзала. В магазинчике есть все. Пополняем запас продуктов и, вернувшись назад к вокзалу, разворачиваем на лавочках ожидания перед вокзалом фуршет.
Ночной Гайворонский вокзал романтически манит своими вокзальными лампочками освещения, а мы сидим на лавочке, мерзнем, допиваем остатки кефира и ждем поезда.

Ночной Гайворон

На улице темно, страшно и немного холодно. После длительного дня в пути хочется отоспаться. Ждать поезда еще больше часа.

Ночной Гайворон

Слышим как вдали свистит локомотив, с перрона уже видно фонарь тепловоза, который, рассекая темноту, медленно приближается к вокзалу, возле которого уже собралась приличная толпа желающих ехать всю ночь в этом поезде непонятной пассажирско-пригородной категории. Наконец-то поезд прибывает, ждем пока ленивые проводники пооткрывают двери и пустят нас внутрь. Внутри вагона оказалось не так то и тепло как нам хотелось. Несмотря на то, что поезд как бы имеет категорию пассажирского, места и даже номер вагона, указанные в билете, не имеют никакого значения и в этом случае нужно быть как можно более проворным, чтобы занять себе приличное место для ночлега. Но так как вагонов было, кажется, шесть штук, а народу не так то и много, то все удобно пристроились для поездки. Вытащив с Серегиного пакета все его шмотки мы рассмотрели что у нас есть утепляющего, перетасовались куртками, шортами, штанами, и даже одним свитером, поделились кто чем будет укрываться и полезли на свои полки.
От Гайворона к Виннице поезд едет около семи часов, проезжает такие гиганты пассажиропотока как Гайсин и Немиров. Спать было немного прохладно, время от времени было слышно как кто-то ходит по вагону, как поезд останавливается и глотает очередную порцию пассажиров.
Просыпаюсь от сильного женского голоса - Винница, вставай!!! Проводница, попытавшись разбудить всю Винницу, пробежалась по составу, вопя свою утреннюю фразу. Еще пара минут и мы прибываем на Винницкий железнодорожный вокзал.


Винница

Винница встречает нас утренней и уже осенней прохладой. Наш 668-й постоит здесь еще пол часа и поедет на Жмеринку. Я помню еще то время, когда он имел номер 666 и конечной остановкой была Винница. По каким-то причинам руководство железной дороги сменило номер поезда. Возможно для того, чтобы присвоить его какому-то другому, более экстремальному маршруту.

сентябрь 2007