Всё началось с того, что в расписании пригородных поездов одесской железной дороги я обнаружил поезд № 969 Помошная - Голованевск. Проехаться в полупустом дизеле по неизвестному маршруту это всегда приключение. Посмотрев на карту, стало понятно, что 969-й поезд условно является частью Гайворонской узкоколейки.
|
Украина. Атлас железных дорог. Издательство "Картографія", 2008
|
В начале 2000-х часть узкоколейной сети - от Подгородной до Голованевска, была перешита на перспективную широкую колею шириной 1520 мм, сократив Гайворонскую узкоколейку на 65 километров. Такой шаг существенно не улучшил экономическую ситуацию, и железнодорожная ветка до Голованевска так и осталась малодеятельной. Но пригородный маршрут выжил, трансформировавшись в грузо-пассажирский поезд №969, который обслуживается маневровым локомотивом с одним пассажирским вагоном и по Голованевску, на радость пассажирам, стыкуется по времени с узкоколейным маршрутом на Гайворон.
|
Винница. Вечер отъезда. 20.37
|
Пришлось довольно долго ломать себе голову, чтобы придумать как приехать в нужное время с Винницы в Помошную. Но после того как изменилось расписание 969-го и поезд начал ездить по 1,5,6 дням недели, проблема решилась сама собой.
С нашей стороны в Помошную удобно ехать 22-ым поездом Львов - Донецк. Поезд едет через Жмеринку, но это не проблема - покупаем в Виннице билеты на 115-й поезд Харьков - Трускавец, которым доезжаем до Жмеринки.
|
Поезд №22 Львов - Донецк
|
Прибытие в Жмеринку в 21.39 22-й поезд с небольшим опозданием прибывает приблизительно через час. Погружаемся в сонный вагон, выпрашиваем в проводницы горяченького чая и ложимся спать. Завтра в 5.15 прибытие в Помошную.
|
Помошная
|
В Помошной в 5 часов утра было жутко холодно. Забежав в вокзал погреться, были приятно удивлены чистеньким и аккуратным вокзалом. Кроме нас в зале ожидания сидело еще человек тридцать, все они ждали пригородный поезд Помошная - Котовск, которые вскоре подали на посадку.
|
Поезд Помошная - Котовск
|
Первое колоритное впечатление дня - пригородный поезд Помошная - Котовск. Я ну никак не был готов увидеть то, что подъехало к платформе. К Бахмачскому перрону подъехал электровоз ВЛ40 с прицепленными к нему двумя затасканными плацкартными вагонами. У нас, на Юго-Западной железной дороге, пригородный поезд - это привычный для центральной Украины восьмивагонный состав производства Рижского Вагоностроительного Завода, а здесь, на территории Одесской железной дороги, всё по своему. Весь вокзал, кроме нас и еще одного парня, выскочил на посадочную платформу и начал набиваться в вагоны, показывая строгим тетенькам билеты.
|
Помошная. 6.10 утра
|
Через пару минут после отправления поезда Помошная - Котовск объявили, что к бахмачскому перрону подается на посадку наш поезд Помошная - Голованевск. Поезд Помошная - Котовск еще круто смотрелся по сравнению с тем, чем мы должны ехать в Голованевск.
|
969 Помошная - Голованевск
|
В лучах красного утреннего солнца, между товарных вагонов выплыл ЧМЭ3, который тащил за собой один плацкартный вагон - вот это и есть пригородный 969-й поезд Помошная - Голованевск.
|
Подготовка к выезду
|
В вагон, кроме нас двоих с Ромой, залез еще один парень, тот который не сел на поезд Помошная - Котовск. Вот это и все население вагона общим количеством три пассажира и одна проводница. Строго по расписанию, ровно в 6.25 поезд отправляется.
|
Вагон
|
Вот и сбылась мечта идиота. Я сижу в 969-м поезде Помошная - Голованевск и наслаждаюсь поездкой, которую не испортил даже жуткий холод в вагоне.
|
Счастливый пассажир
|
Первых 50 километров от станции Помошная до станции Подгородня ехали быстро, на остановках никто не заходил и не выходил, а ЧМЭ3 на этом участке прилично разгонялся до 60 км/час.
|
Станция Подгородная
|
В Подгородней стало понятно, что мы не одни такие в мире. В вагон погрузилось пятеро немцев с фотоаппаратами в руках и огромными рюкзаками за спиной. В глазах немцев светился энтузиазм и интерес к железной дороге. Вообще по Подгородной была самая большая посадка на всём маршруте.
|
Братья по разуму
|
Подгородня - последняя станция на магистральной колее Помошная - Котовск. Далее до Голованевска поезд едет по одноколейному неэлектрифицированному участку железной дороги, который заменил собой узкую колею в начале 2000-х годов. В 25 километрах от Подгородной расположен Побужский ферроникелевый комбинат, который в основном и эксплуатирует железную дорогу на Голованевск, потому скорость здесь пристойная и ЧМЭ3 проходит крутые повороты на невероятной скорости.
|
Мост
|
Но километров через 15 качество дорожного полотна становится хуже и скорость падает. А за окном проплывают однотипные пейзажи - в основном поля без каких-либо признаков какого-то села или хутора на горизонте. Суммарно от Помошной до Голованевска поезд едет что-то около четырёх часов.
|
Голованевск
|
Станция Голованевск это уникальное место, где параллельно живут широкая и узкая колеи. Станция обслуживает два железнодорожных маршрута: Помошная - Голованевск и узкоколейный Голованевск - Гайворон. Оба маршрута очень хорошо стыкованы по времени и без проблем можно пересесть с одного поезда на другой.
|
Станция Голованевск Одесской железной дороги
|
|
Прибытие поезда Гайворон - Голованевск
|
Событие всего дня - это прибытие в Голованевск поезда Гайворон - Голованевск. Появление на горизонте ТУ2-179 вызывает на вокзале настоящую суматоху. Мы, вместе с немцами, не желая пропустить такое важное событие, разбежались по всей длине подъездной колеи, заняв удобные позиции для фотографирования поезда.
|
Гайворон - Голованевск
|
Подъехав к вокзалу, ТУ2 стает рядом с ширококолейным ЧМЭ3 на почетную первую колею, что лишний раз доказывает, что первой здесь была узкая колея, а широкую проложили позже.
|
Помошная - Голованевск и Гаворон - Голованевск
|
Состав Гайворон - Голованевск состоит всего-навсего из одного вагона. Местность, по которой едет поезд, не густо населена и с головой хватает одного вагона, чтобы перевезти всех желающих.
|
Маневры
|
Поманеврировав на стрелках, машинист прицепляет локомотив с другой стороны вагона и подгоняет состав ближе к вокзалу. Отправление поезда с Голованевска в Гайворон в 11.15. Ездит поезд в пятницу, воскресенье и понедельник.
|
В вагоне
|
Купив в кассе вокзала билеты на Гайворон, загружаемся вместе с немцами в маленький вагон и ждем отправления. Пятеро немцев с гигантскими рюкзаками, нас двое, плюс еще несколько местных пассажиров заполнили вагон почти под завязку.
|