Город Александрия расположен на севере Кировоградской области, приблизительно в 70 километрах от областного центра. В отличии от Кропивницкого, который находится немного в стороне от главных транспортных магистралей центральной Украины, до Александрии доехать очень легко, и к тому же - практически с любой точки страны, что и сыграло не последнюю роль в выборе маршрута моей поездки. Кроме того об Александрии я почти ничего не знал, что опять таки подогревало интерес познакомиться со вторым по величине городом Кировоградской области.
|
Железнодорожный вокзал Александрия. Утро
|
Скорый поезд номер 120 Львов - Запорожье, которым я приехал в Александрию, остановился возле платформы приблизительно в пол шестого утра. Летнее небо ещё только начинало сереть над сонным городом, заливая улицы оранжевым сентябрьским солнцем. Александрия медленно просыпалась, встречая меня почти пустыми улицами и городским рынком, который, как сердце живого организма, пробуждал город ото сна, наполняя улицы первыми пешеходами.
|
Автовокзал в ожидании отправления первых утренних автобусов
|
Городской рынок в Александрии, традиционно для Украинских городов, объединён тесным симбиозом с автостанцией, которая, в транспортном отношении, удобно расположена в нескольких сотнях метров от железнодорожного вокзала.
|
Утрення Александрия
|
Александрия значительный транспортный узел Кировоградской области, который исторически образовался ещё в средине XIX века. В 1869 году рядом с Александрией, в 5 километрах на запад от современной черты города, началось строительство железнодорожной ветки Елисаветград - Крюков, которая стала частью Одесско - Харьковской железной дороги. А в 1901 году, от станции Користовка через Александрию была проложена ещё одна железнодорожная ветка Користовка - Пятихатки, которая связала Киев с Екатеринославом, став одной из важнейших транспортных магистралей страны.
|
Советская пятиэтажная Александрия
|
Выгодное географическое расположение и неплохое транспортное сообщение позитивно повлияли на экономическое развитие Александрии начала XX века, содействуя развитию местного кустарного производства и мануфактур.
|
Архитектурная классика Александрии
|
В конце XIX века рядом с Александрией были найдены залежи бурого угля, наличие которого и определило будущее города на будущее столетие.
|
Советская классика Александрии - бывший универмаг на Соборном проспекте
|
|
Советская классика Александрии
|
Шахтерским городом Александрия стала после второй мировой. Первые попытки добывать уголь были предприняты ещё до революции, но пик освоения месторождений бурого угля возле Александрии пришелся на 1950-1970 годы. В этот период на шахтах Александрии добывалось больше 10 миллионов тон угля в год, 4 миллионы из которых выпускались в виде угольных брикетов, которые долгое время были популярным энергоносителем в сёлах центральной Украины.
|
Дворец торжественных событий
|
В 1950-х - 1970-х годах Александрия динамично расстраивается в лучших традициях промышленных городов Советского Союза. На улицах вырастают здания, которые сформировали современный образ Александрии и стали своеобразными визитками города.
|
Панно в советском стили на фасаде Дворца торжественных событий
|
Ближе к середине 1990-х добыча бурого угля в Александрии уменьшается. А начиная с 2000-х, по причине неэффективного руководства предприятиями угледобывающей промышленности и нецелесообразности использования бурого угля на ТЭС, большинство шахт в Александрии окончательно закрываются, оставив после себя огромные по площади угольные разрезы с полузатопленными экскаваторами на дне.
|
Дворец культуры "Світлопільський"
|
В отличии от Ватутиного в Черкасской области, которое тоже пережило закрытие буроугольных шахт по похожему сценарию, Александрия вышла из кризиса немного оптимистичнее.
|
Центр города. Проспект Соборный - бывший проспект Ленина
|
Ну а теперь пройдемся немного вглубь Александрии. Но сразу уточню, что осмотреть весь город за несколько часов физически невозможно. Наиболее интересные, с исторической точки зрения, здания находятся в центре Александрии и найти их не трудно. Но объекты буроугольного комплекса, включая затопленные карьеры, разрушенные ТЭЦ и связанные с ними инфраструктурные предприятия, разбросаны преимущественно вдоль юго-западной окраины города и для их осмотра напрашивается отдельная экскурсия, потому на всё это хозяйство я посмотрел лишь из окна автобуса.
|
Девятиэтажные коробки на Соборном проспекте
|
Параллельно с характерной внешностью счастливого советского города шахтеров, который развивался в послевоенный советский период, в Александрии осталось много старых домов, которые вырастали во время первой волны экономического развития города конца XIX - начала XX века, потому некоторые из улиц города являются настоящим музеем архитектуры под открытым небом.
|
Фонтан в центре Соборной Площади
|
Александрия - город контрастов. Местами образ советского города полностью растворяется в старой застройке XIX века, демонстрируя особую отделку бывших домов фабрикантов и купцов. Но на других улицах ты снова попадаешь в классический советский промышленный город - с дырками в заборах, проезженными тропинками в парке, заброшенными магазинами в центре города, и другими уникальными артефактами, которыми непременно был пропитан каждый советский город.
|
Соборная Площадь
|
Детальной карты города у меня не было, потому от вокзала к центру Александрии двигался не спеша, смакуя увиденным и запоминая расположение улиц друг относительно друга.
|
Площадь Ленина
|
Центр Александрии сосредоточен вокруг Соборной площади - бывшей площади Ленина, о чём до сих пор напоминают таблички со старыми названиями. Центровым украшением площади до 2014-го года по Советскому идеологическому канону был памятник Владимиру Ильичу. Сегодня же центром Соборной площади является уютный сквер со старым Советским фонтаном.
|
Самое заметное сооружение на Соборной Площади - бывший кинотеатр "Октябрьский"
|
По периметру Соборной площади растянулись - бывший кинотеатр "Октябрьский", который переживает кризис среднего возраста, пребывая в состоянии перманентной реставрации, музыкальная школа, бывший ресторан Ингулец и несколько старых послевоенных трёхэтажных домов, которые и формируют образ Советской промышленной Александрии.
|
Музыкальная школа. Замаскированное лепниной и краской приятного цвета старое советское здание из красного кирпича
|
|
Бывший ресторан "Ингулец" и аутентичная советская афишная тумба
|
Кстати, одна из фишек Александрии и своеобразная визитка города - монументальные афишные тумбы, которые, учитывая прочность конструкции, сбереглись до наших дней. Увидеть их можно едва ли не на каждом перекрестке в центре города.
|
Афишная тумба в Александрии
|
Идем дальше, постепенно окунаясь в старую Александрию. Одно из старейших и интереснейших зданий города - городской театр, который был построен в конце XIX века на берегу речку Ингулец. Здание было частично перестроено и немного видоизменилось относительно своего аутентичного состояния. Сейчас здесь живет городской дом культуры.
|
Городской театр после очередной реставрации
|
Рядом с театром находится оставленный современниками на самого себя тихий уютный сквер с артефактами советского периода и памятником утопическим подпольщиками и комсомольцам Александрии. Комсомольцы в будёновках и без фамилий, молодые лица которых смотрят на перехожих, скорее всего, являются художественным вымыслом архитектора, воплощённым в памятнике, который, будучи частью идеологической системы Советского Союза, был установлен в честь 50-летия советской власти.
|
Сквер возле бывшего театра
|
|
"Боевым и трудовым подвигам комсомольцев г. Александрии"
|
Если перейти через дорогу, то через пару сотен метров выйдем к Ингульцу, вдоль берега которого растянулась спортивная база местной футбольной команды "Александрия", наиболее заметным объектом которой является стадион "Ника".
|
Александрия. Стадион "Ника"
|
|
Городской пляж и мостик через Ингулец
|
Между спортивной базой футбольного клуба и городским пляжем втиснулся парк имена Тараса Шевченко, который для местных является не более чем транзитной зоной по дороге на 14-й микрорайон. Бывшее величие парка растворяется в бурьянах и проезженных мопедами тропинках. Заметно, что в 1970-х парк отображал собой спортивную мощь Советского Союза. Сегодня же он не то чтобы заброшен, но и символом спортивных достижений Александрии парк уже не назовешь. Да и фильтровальная будка, на противоположном берегу Ингульца, которая коммутирует потоки сточных вод, придает особого шарма...
|
Парк имени Тараса Шевченко
|
|
"...Покорителям космоса"
|
Ну а теперь возвратимся назад, в центр Александрии, обращая внимание уже на более давнюю архитектуру города, которая плотно вписалась в советский перестроечный модерн Александрии.
|
Перекрёсток Первомайской и Ленина
|
|
Здание банка. Дом XIX века
|
|
Проспект Соборный, 51. Здание 1910 года
|
Среди любителей архитектуры популярностью пользуется дом Семёна Григорьевича Пищевича - бывшего члена государственной думы Херсонской губернии.
|
Дом Семёна Григорьевича Пищевича. 1902 год
|
Для меня же архитектурным символом города стала пожарная каланча, от созерцания которой получаешь настоящее эстетическое удовольствие, точно такое же, которое получают любители искусства в художественной галерее. Каланча является составляющей пожарной части, расположенной по улице Первомайской.
|
Пожарная часть на улице Первомайской
|
|
Пожарная каланча. 1897 год
|
|
Пожарная каланча. 1897 год
|
Чем дальше отходишь от центра города, тем больше Александрия приобретает формы того советского города контрастов, о котором я упоминал выше.
|
Фасад районного дома культуры
|
Чем дальше отходишь от центра по Первомайской, или параллельной ей улице Свердлова, тем больше Александрия напоминает собой типовый советский райцентр с грязным забором расположенного здесь АТП, покрученной корнями высоких тополей плиткой старого тротуара и какой-то странной простотой во всём, которой немного не хватает современному миру.
|
Городская больница №1
|
|
Остатки старой водонапорной башни рядом с больницей
|
Через дырки в заборах прохожу через территорию больницы к аграрному техникуму, заброшенное общежитие которого и расположенная рядом военная часть, всё ещё держат меня в плену иллюзий ободранного советского райцентра...
|
Улица Свердлова
|
|
Заброшенное общежитие аграрного техникума
|
Один из корпусов техникума является зданием бывшей мужской гимназии, построенной в 1903 году. Здание, учитывая свой возраст, выглядит отлично, но из-за деревьев и узкого объектива моего фотоаппарата нормально сфотографировать гимназию так и не удалось - отложим к следующему разу.
|
Бывшая мужская гимназия. 1903 год
|
Билет на 231-й поезд до Ивано-Франковска, который отправлялся с Александрии в 22.53 растянул мою прогулку городом до поздней ночи. Но усталость и голод брали своё, да и центр города, который начал бурлить ночной жизнью после дневной жары, немного настораживал. Потому отправился на отдых в скромный зал ожидания железнодорожного вокзала, который кипел пассажирской жизнью, в ожидании вечерней пачки поездов, которые один за другим с небольшим интервалом прибывали к платформе. Ещё минут 40 и по громкоговорителю объявляют прибытие моего летнего дополнительного поезда №231...
|