Новомиргород - тихий, провинциальный райцентр, расположенный на севере области за пол сотни километров от Кропивницкого. Легкая потрёпанность уютных зелёных улиц, которая передалась городу в наследство ещё от Советского Союза, переносит нас в 70-е, 80-е года ХХ века. Невзирая на быстротечность времени, Новомиргород не спешит меняться, оставаясь тем же провинциальным городком, которым был несколько десятилетий тому назад.
|
Станция имени Тараса Шевченко. Утро
|
Город имеет неплохое транспортное сообщение с Черкассами, потому, приехав утром пассажирским поездом в Смелу, я планировал поймать здесь транзитный автобус из Черкасс на Новомиргород, поездка на котором, согласно с моими расчётам, должна была дать лютый выигрыш во времени перед закопченным пригородным поездом. Но почти полное дублирование расписание движения утреннего автобуса из Черкасс и поезда, плюс желание проехаться до Новомиргорода пригородным дизелем, которое зудело ещё со вчерашнего дня, сделало своё дело. И около восьми утра, сжимая в руке билет на пригородный поезд до Новомиргорода, я уже стоял на второй платформе Южного вокзала станции имени Шевченко, где уже началась посадка на пригородный дизель Шевченко - Помошная.
|
Вперед - на Новомиргород!
|
Приблизительно полтора часа пути - и мы на месте. В отличии от автобуса, который приезжает к автостанции, расположенной в центре, поезд прибывает к железнодорожному вокзалу, который в Новомиргороде находится в юго-восточной части города, откуда к центру идти ещё несколько километров.
|
Железнодорожный вокзал Новомиргород
|
С приходом пригородного дизеля аккуратное здание уютного вокзала оживает. Родня на жигулях забирает всех, кто приехал поездом, и привокзальная площадь снова на несколько часов затихает до следующего поезда.
|
Домашний уют зала ожидания
|
От железнодорожного вокзала к бывшей улице Ленина, которая разрезает город пополам на восточную и западную части, сверкая на солнце заплатками свежевыстеленного между дыр асфальта, тянется сякая-такая дорога. А в зарослях яворов черными дырами пустых окон улыбаются остатки государственных предприятий, которые несколько десятилетий тому назад ещё составляли основу Советской экономики.
|
Улица Победы. Мост через речку Большая Высь. К цивилизации несколько сотен метров
|
|
Заброшенное общежитие по улице Соборности
|
Миную промзону консервного завода и минут через десять я уже на бывшей улице Ленина, которая, учитывая современные реалии, рисуется со стен домов красивыми табличками со своим новым именем - "улица Соборности".
|
Сквер воинов-интернационалистов. Типовый советский Новомиргород
|
При Союзе, в 50-х годах, Новомиргород был объединен с расположенными на севере городком Златополь и сёлами Виноградовка и Катериновка. Новый город стал довольно значительным по площади, растянувшись вдоль речки Большая Высь больше чем на десять километров. И даже сейчас, через пол столетия после объединения, всё ещё остаются заметными границы объединённых между собой населённых пунктов, потому привычные, хотя и устаревшие географические топонимы уже не существующих городов здесь до сих пор в ходу. Более того - въезжая из Новомиргорода на территорию бывшего Златополя можно даже увидеть указатель, который приветствует нас на территории древнего Златополя.
|
Классика суеверий
|
К поездке в Новомиргород я не готовился. Какой-то более-менее детальной карты города у меня не было, потому пошёл наугад, особенно и не ориентируясь на популярные туристические объекты, которые, как правило, являются опорными точками любого путешествия. Я только знал о существовании старой церкви, которая расположена в юго-западной части города. Туда я и решил пройтись, а потом уже двигаться в сторону Златополя.
|
Домик санэпидемстанции - яркий пример уютной одноэтажной застройки города
|
Один из самых интересных и наиболее изысканных, с архитектурной точки зрения, домов Новомиргорода - здание бывшей городской больницы, построенной в начале XX века. Нашел её случайно - расположена бывшая больница в южной части города, по улице Соборности, через дорогу от современной поликлиники.
|
Бывшая городская больница. 1912 год
|
|
Бывшая городская больница. Левое крыло
|
|
Мемориальная табличка при входе в центральный корпус
|
Судя с разбитых окон, здание уже не используется - больница переехала отсюда в расположенную через дорогу четырёхэтажную коробку поликлиники.
|
Арки над окнами имеют конструктивные отличия. Возможно послевоенная реконструкция
|
|
Старая больница и грузовичок лесников
|
|
Шикарное здание Новомиргородской налоговой
|
По соседству с главным корпусом бывшей больницы расположен ещё один домик, построенный в том же самом архитектурном стиле. Сейчас здесь живет отделение налоговой инспекции, которая и вдыхает в здание жизнь.
|
Ильинская церковь. 1766 год
|
Під впечатлением от бывшей больницы двигаюсь дальше на юг. Южная часть города представляет собой обычное одноэтажное село, застроенное характерными для центральной Украины небольшими домами. Для туриста, кроме старой церкви, смотреть здесь особенно то и не на что, но лично мне нравиться гражданская архитектура 50-60-х годов, которая и формировала внешний вид послевоенных райцентров.
|
Ильинская церковь с другой стороны
|
Ильинская церковь находится в юго-западной части города, в конце улицы Октябрьской, и была построена ещё в XVIII веке, если верить табличке с охранным номером на стене.
|
Колхозный клуб
|
|
Колхозный дом культуры
|
Симпатичное, не искаженное реставрацией здание церкви, колоритно дополняет сельский пейзаж своей аутентичностью - стоя на раздорожьи перед церковью, невольно начинаешь чувствовать себя Гоголевским персонажем. И только старый советский магазин, который маячит на горизонте, и кривой дымоход из нержавейки на церкви, возвращают тебя снова в реальность, в XXI век.
|
Заброшенная колхозная контора
|
|
Нетленный образ Владимира Ильича на память о счастливом советском прошлом
|
Недалеко от церкви стоит бывший колхозный дом культуры и уже заброшенная контора колхоза имени Чкалова. Невооруженным взглядом заметно, что при Союзе эта часть города была центром культуры Новомиргорода. Рядом памятник погибшим во второй мировой войне, а в тени берёзок стоят остатки железобетонных конструкций, которые были, скорее всего, чем-то на подобии доски почёта, построенной без всякой экономии строительных материалов.
|
Парк в центре города
|
После развала Союза колхоз самоликвидировался, а современный центр города сместился значительно севернее, потому очаг цивилизации возле клуба и колхозной конторы потихоньку зачах, обрастая бурьянами.
|
Что-то типа советского дома быта, который продолжает функционировать в обычном ритме провинциального райцентра
|
|
Фонтан в центре города
|
Ну что же, оставляем позади провинциальный юг Новомиргорода и выходим в центр. Я решил немного срезать путь и пройти пару километров по дамбе местного солёного озера с чуть странным, на первый взгляд, названием - Лонго. Водоём являет собой непроходимые заросли камыша, потому особенно смотреть здесь и не на что, но сам факт существования солёного озера в этой местности очень интересный. Ориентировочно в конце XIX века в Новомиргороде даже функционировала больница, где грязь с местного солёного озера использовалась при лечении радикулитов. Попечителем больницы был иностранец с английской фамилией Лонго, которая и дала название озеру.
|
Трехэтажная коробка райгосадминистрации
|
|
Районный БК
|
Прохожу через парк, который больше похож на джунгли, и выхожу на центральную площадь, которая легко идентифицируется по зданию райгосадминистрации и расположенному рядом дому культуры.
|
Мост через Большую Выску. Условная граница между Новомиргородом и Златополем
|
Административный центр Новомиргорода в меру симпатичный и тихий, но чем-то выдающимся вряд ли сможет похвастаться - современный образ центральной части города формировался при Союзе, в 70-х годах, и особоенноий изысканностью архитектуры не впечатляет.
|
По дороге между Новомиргордом и Златополем
|
Суммарно по городу я прошел уже около десяти километров, и было бы не плохо чуть отдохнуть. Но поджимало время и хотелось успеть к автобусу на Кропивницкий, потому в центре на долго не задержался - отправился дальше на север, к бывшему Златополю.
|
Златополь
|
Южную и северную части города соединяет тонкий и длинный перешеек улицы Соборности, которая тянется несколько километров из центра города вверх к бывшему Златополю, который поднимается над южной частью города больше чем на 40 метров.
|
Скромная автостанция и златоглавые купола Николаевской церкви
|
Здесь, на территории бывшего Златополя, а сейчас в северной части Новомиргорода, расположена Новомиргородская автостанция, сразу за которой тянутся торговые ряды местного рынка, на территории которого стоит Николаевская церковь.
|
Николаевская церковь
|
|
Николаевская церковь. Взгляд с базарной площади
|
Торговая площадь имеет классический вид базара образца 70-х годов со всеми необходимыми артефактами советской эпохи - разбросанными по всей площади базара металлическими прилавками, мясомолочным павильоном, заготпунктом и конечно же сооруженным из кирпича туалетом, который, по советской традиции, сияя свежевыкрашенными известью стенами, пристроился точно в центре торговой площади.
|
Симбиоз церкви и базара
|
Опрятное здание Николаевской церкви, которая втиснулась в центре этого советского пейзажа, выглядит инородным телом, которое попало сюда абсолютно случайно. Хотя, начиная с XIX века, тесный симбиоз церкви и базара был уже нормальным явлением и практика приурочивания ярмарки к церковному празднику становилась всё более распространённой.
|
Базарная площадь Украинской провинции
|
|
Живой до сих пор заготпункт
|
Через дорогу от базара находится школа №1, на территории которой стоит здание бывшей Златопольской гимназии.
|
Заброшенная гимназия по улице Николая Зерова
|
|
12 мая 1891 года
|
Здание Златопольской гимназии было построено в эклектическом стиле в 1891 году и является прекрасно сохранённым образцом уникальной архитектуры провинциальных учебных заведений. Со дня открытия, и на протяжении ста лет, здание использовали несколько учебных заведений, меняя с течением времени друг друга. Но начало 1990-х ознаменовало окончание трудовой карьеры бывшей гимназии. В 1992 году школа №1, которая долго была хозяином бывшей гимназии, оставляет здание и переезжает в новопостроенное рядом помещение.
|
Разбитые окна, ободранные стены и холодные сквозняки, которые вырываются из сырого помещения через щели в дверях...
|
Освобожденное школой №1 помещение занял колледж Кировоградского института сельскохозяйственного машиностроения, который несколько лет поддерживал жизнь бывшей гимназии, но, долго не профункционировав, колледж трансформируется в лицей. После выпуска, в средине 1990-х годов, лицей также освобождает аудитории бывшей гимназии, и на этот раз уже навсегда.
|
Бывшая Златопольская гимназия
|
На протяжении нескольких лет местным руководством, вместе с общественными организациями, были предприняты попытки начать хоть какую-то реставрацию, которые окончились ничем, что в принципе, и следовало ожидать.
|
Взгляд с западной стороны
|
По состоянию на сегодня здание бывшей гимназии продолжает украшать двор школы №1 и выглядит очень неплохо, как для здания, которое больше двух десятков лет сражается с ветром и временем собственными силами.
|
Последний ракурс...
|
Ну и на завершение немного пейзажей северной части Новомиргорода - бывшего Златополя. Нравятся мне такие поселки городского типа как Новомиргород - тихие уютные, с лёгким шармом советской эпохи. Время здесь как будто бы остановилось и лишь одинокие продуктовые магазины с яркими вывесками возвращают к реальности, напоминая, что на улице уже XXI век, а не 1980-е...
|
Влажная уборка...
|
|
Провинциальный Новомиргород
|
Вдоль дороги тянутся старые послевоенные домики, окутывая пешехода уютом зелёных улиц. Чего-то необычного на улицах Новомиргорода нет, но своя особенная провинциальная атмосфера города по своему приятная и интересная.
|
Крапива возле дома, на котором в 1944 году был поднят красный флаг...
|
|
Привычный для Советского Союза социальный объект - районная детская библиотека и библиотека для взрослых
|
Пол часа, которые оставались до автобуса на Кропивницкий, я скоротал в зале ожидания тихой Новомиргородской автостанции, обедая вокзальным чаем с печеньем. Надолго в городе я нигде не останавливался, оглядываясь по сторонам, но мне кажется, что чего-то типа столовой для приезжих в Новомиргороде нет. Хотя рядом с базаром есть даже отель и какие-то кафе, но функционируют они, скорее всего, лишь в базарные дни.
|
Укоопсоюз. Скорее всего бывшая чайная или столовая
|
|
Здание Ощадбанка. Современный ремонт зашлифовал аутентичный советский декор
|
Послеобеднюю привокзальную тишину буднего дня нарушал только пронзительный ветер, который сорвался в полдень, намекая на резкую смену погоды, которая должна будет накрыть страну завтра.
|
Остатки дома культуры, трансформированные а православную церковь
|
До отправления автобуса оставалось минуть 10, и я даже начал немного нервничать - в рюкзаке лежал билет на 232-й поезд из Знаменки, до которой ещё нужно было доехать, а на платформах возле вокзала нет ни одного автобуса, а в зале ожидания ни одной живой души, только буфетчица и кассирша.
|
Улица Ленина, 302
|
|
Снова Ленина, 302. Говорят, что в начале XX века здесь, скорее всего, был еврейский магазинчик
|
Но за несколько минут до отправления на пустую привокзальную площадь влетел 695-й ЛАЗ с маршрутом на Кропивницкий. Старый легендарный автобус приятно удивил свежей краской и новенькими сидениями, потому поездка в Кропивницкий в полупустом салоне ретро автобуса стала приятным дополнением к прогулке Новомиргородом.
|
695-й ЛАЗ с маршрутом на Кропивницкий
|
|
Вперёд, на Кропивницкий
|
Водитель сбегал за путёвками, окинул взглядом салон, сверив количество пассажиров, и через две минуты мы уже ехали на Кропивницкий, подбирая на каждом перекрестке пассажиров. Впереди 70 километров разбитой дороги с пейзажами Кировоградских деревень, обыденность которых проплывает в окнах автобуса, высадка на автостанции №2 в центре города, электричка на Знаменку и в конце-то-концов ночной поезд и билет в плацкартный вагон №17.
|