В конце XIX начале XX века, больше 1000 километров от Москвы, в деревне Круподеринцы Погребищенского района, жил Русский политический деятель, граф Николай Павлович Игнатьев. Игнатьев за свою политическую деятельность успел подписать целую пачку стратегических для Российского государства договоров, включая Пекинский договор, в результате которого территория современного Приморского края присоединилась к России, и проект мирного договора, который завершал Российско - Турецкую Войну 1877 года, в соответствии с которым Сербия, Черногория и Румыния получали независимость и создавалось новое государство Болгария.
|
Станция Ржевусская
|
Отправная точка на Круподеринцы - железнодорожная станция Ржевусская, на которую я приехал поездом Казатин - Жашков. Сразу за станцией до Круподеринцев тянется разбитая асфальтовая дорога, которая дальше, за поворотом, превращается в брусчатку.
|
Дорога на Круподеринцы
|
Удивил яркий указатель с названием населенного пункта. Для таких небольших сел как Круподеринцы, наличие знака на дороге - это больше исключение чем правило.
|
Круподеринцы
|
Первый стратегический объект, который нужно не пропустить - это автобусная остановка. В сторону от остановки тянется незаметная, заросшая деревьями и кустами грунтовая дорога, которая ведет к дому Николая Игнатьева.
|
Дом Николая Павловича Игнатьева
|
|
Школа села Круподеринцы
|
В 1882 году Николай Игнатьев идет в отставку и последние годы своей жизни проводит в этом доме. Сейчас здесь располагается сельская школа.
|
Церковь
|
Похоронен Николай Павлович Игнатьев в церкви-мавзолее, которую построил за свои же деньги недалеко от собственного дома, на берегу речки Рось. Сейчас церковь работает, но в каком-то облегченном режиме - время от времени ее навещает поп и заходит в церковь через подвал, остальные даери закрыты и заснованы паутиной.
|
Церковь
|
Рядом с церковью стоит памятник сыну Николая Игнатьева - Владимиру Игнатьеву, который погиб в 1905 году во время Цусимского сражения. Памятник сделан из большого куска гранита, вокруг которого установлены 4 старых якоря.
|
Памятник морякам погибшим в Цусимском сражении
|
Но наиболее фундаментальное Круподеринское сооружение - это мельница. Мельница построена в 1896 году на берегу речки Рось и наверняка не без участия графа Игнатьева.
|
Мельница
|
Сначала механизмы мельницы приводились в движение полноводной речкой Рось, а позже, в советские времена, электродвигателями.
|
Мельница
|
|
Стоянка подвод
|
Продавщица в местном магазине пожаловалась мне, что - "дали мельнице хорошего дрозда. Раньше она в приличном состоянии была." Но по сравнению с разрушенными конкурентами в ближайших селах, эта мельница находится в шикарном состоянии.
|
Мельница. Круподеринцы
|
При входе в мельницу красуется табличка с еле заметной надписью - Мельница питель. Питель - система механизмов, которая позволяла получать муку высокого качества.
|
Мельница
|
В советские времена в Круподеринцах, началось строительство гидроэлектростанции. Но позже что-то не сложилось и строительство ГЭС пришлось отменить. Все что осталось от этой грандиозной задумки - дамба на речке Рось.
|
Рось
|
Летом на дембе недостроенной ГЭС собираются все 47 учеников Круподеринской школы. Село небольшое и расположено немного на обочине от автомобильных магистралей. Сюда редко кто заезжает, кроме буса, который привозит в магазин колбасу и хлеб. Появление туристов - здесь всегда событие.
|
Поезд Жашков - Казатин на станции Ржевусская
|
Дошагав назад до станции Ржевусская возвращаюсь назад в Казатин поездом - Жашков - Казатин. При желании можно дойти до автовокзала в Погребище, откуда можно выехать одним из последних автобусов на Винницу.
|