На главную Команда  | 
Ковель УКР | РУС
Современный Ковель являет собой среднестатистический промышленный райцентр, динамичный ритм жизни в котором задает железнодорожная станция и приграничный статус региона. Международное движение между Польшей, республикой Беларусь и Украиной генерируют преимущественно как торговцы импортным товаром, так и искатели лучшей жизни по ту сторону границы, которые в понедельник утром прощаются с родиной на КПП Ягодин, а на выходных, задёрганные работой, но счастливые и с улыбкой, возвращаются на родную Украину на старом нерастаможенном Опеле.

Вокзал. Утро. Прибытие 97-го поезда Киев - Ковель

В Ковель я приехал из Киева 97-м поездом, который прибыл в 7.35 утра. Для Ковеля - это разгар рабочего дня, который встречает гостей города базаром, который зажал железнодорожный вокзал крепкими объятиями, предлагая приезжим, кроме стандартного базарного ассортимента, преимущественно молоко, овощи, и фрукты собственного производства.

Железнодорожный вокзал Ковель. Слева дизель-поезд Д1 - аксакал местных пригородных перевозок

Ковель, наравне с Луцком, является удобным транспортным узлом, который покрывает маршрутами едва ли не всю Волынскую область. Кроме транспортного сообщения с соседними райцентрами, летом из Ковеля стартуют на Свитязь любители отдыха на природе с комарами, а для международных путешественников Ковель остается последним форпостом по дороге на Брест и Хелм.

Железнодорожный вокзал Ковеля. Центральный вход

Базар возле железнодорожного вокзалу

Первый железнодорожный вокзал в Ковеле был построен в 1907 году по проекту архитектора Александра Вербицкого. Вокзал, учитывая специфику ландшафта, имел интересную структуру, которая перешла в наследство и современному вокзалу, построенному после войны в 1951 году. Вокзал имеет два уровня - сверху, на уровне платформ, расположены залы ожидания и кассы дальнего сообщения. На нижнем уровне - пригородные кассы, служебные помещения и выход в город через переход, который тянется под рельсами.

Церковь и паровоз СУ 253-25 возле железнодорожного вокзала

Сильной архитектуры, которая бы притягивала туристов, в городе нет - в 1944-м, во время освобождения Ковеля от фашистов, город почти полностью был разрушен. После восстановления, в 1950-х, Ковель развивался как среднестатистический советский город - лицом улиц стали однотипные универсамы, государственные учреждения, построенные по типовым проектам, и обложенные плиткой советские пятиэтажки, поэтому старые польские дома, которых в городе осталось очень немного, чем-то напоминают собой музейные экспонаты, приятно удивляя пышностью архитектурного убранства, ярко выделяясь на фоне остальных строений города.

Бульвар Леси Украинки. Классика 50-х

В Ковель я приезжаю уже не впервые, поэтому на привокзальной площади чувствую себя почти как дома. Но все мои предыдущие знакомства с городом были эпизодическими - прогулка центром, обед в столовой и на вокзал, на поезд. На этот же раз у меня в запасе пол дня свободного времени, которого должно хватить на осмотр города, поэтому завтракаю в кафе и отправляюсь в центр.

Лицо города

С противоположной, от железнодорожного вокзала, стороны привокзальной площади расположена автостанция, серое, почти незаметное здание которой умело маскируется среди базарной суеты, автобусов и городских маршруток. Если вы в Ковеле впервые, то направляясь от железнодорожного вокзала в центр, можете даже и не заметить автостанцию.

Найрідніший рідний край для мене - Волинь. Леся Українка

В парке

От привокзальной площади в направлении центра города тянется широкий бульвар Леси Украинки, с одной стороны которого выстроились в ряд дома, преимущественно 50-х, 60-х годов, а с другой стороны - раскинулся одноименный парк Леси Украинки с памятником поэтессе.

Площадь Героев Майдана

Каких-то десять минут пешком по бульвару - и мы в центре, на площади Героев Майдана, которая, несмотря на революционное название, имеет классический советский вид. Рядом с парком стоит симпатичное здание дворца ученической молодежи, через дорогу - девятиэтажки и универмаг, а с противоположной стороны площади - серая пятиэтажная коробка городского совета, потому смотреть здесь особенно то и не на что.

Дворец ученической молодежи

Городской совет

Интереснее будет пройтись улицей Независимости, которая тянется почти через весь Ковель. Фактически в нескольких шагах от центральной площади города находится необычное по своей архитектуре здание районной поликлиники, она же в прошлом - бывший отель "Бристоль".

Улица Независимости 122. Районная поликлиника

Также улица Независимости 122. Здание во дворе поликлиники - один из корпусов бывшего отеля "Бристоль"

Рядом с поликлиникой - старый дом с арочным въездом во двор. А через дорогу - на перекрестке улицы Независимости и Мицкевича, расположено ещё одно, уцелевшее после войны, архитектурное украшение города - здание бывшей аптеки провизора Фридриксона.

Улица Независимости 132

Улица Независимости. Слева галерея искусств

Аптека Фридриксона была одной из первых аптек Ковеля. Сегодня в этом историческом доме, как и сто лет назад, находится небольшая аптека, а также кафе и городская галерея искусств.

Галерея искусств. Бывшая аптека провизора Фридриксона

Перекрёсток улицы Независимости и Мицкевича, с бывшей аптекой Фридриксона и городской поликлиникой через дорогу, чем-то похож на своеобразный архитектурный оазис города, который приютился между пятиэтажек, демонстрируя нам облик довоенного Ковеля. В других уголках города нет даже такой концентрации старой архитектуры. Старых кварталов, характерных для многих городов западных областей страны, в Ковеле нет, дома, которые имеют хотя бы минимальную историческую ценность встречаются редко и поодиночке.

Вечный огонь и цветы героям Советского Союза

Идём дальше. Сразу за домом бывшей аптеки раскинулся небольшой парк с мемориалом славы, сооружённым в 1977 году.

Немецкие захоронения на кладбище по улице Независимости

Немецкие захоронения на кладбище по улице Независимости

Кроме мемориала и памятников советским солдатам, сооруженных при Союзе, в Ковеле, да и в соседних селах, встречаются захоронения немецких солдат - как первой, так и второй мировых войн.

Католический костел

Кстати, недалеко от кладбища, по улице Независимости, спрятавшись за пятиэтажками, находится старый деревянный католический костел. Очень интересное строение, хотя и выглядит немного мрачновато.

Парк Шевченко. Центральный вход

Идем на левый берег речки Турии, по дороге остановившись на пит-стоп в парке Шевченко, который растянулся вдоль берега реки.

Парк Шевченко

Памятник Шевченко

Парк Шевченко в Ковеле был открыт в 2005 году. Густым зарослями деревьев и кустарников он не впечатляет, но имеет несколько необычную и я бы даже сказал - концептуальную планировку. Очевидно, что задумка была создать не дендрологический парк, а парк памяти, подтверждением чего является установленный на холме огромный памятник Тарасу Шевченко. Кстати высота памятника - 7 метров. Самый высокий памятник Шевченко в мире.

Выход на набережную

Выходим к речке. Через Турию перекинута дамба, которая образовывает большое водохранилище в пределах города. На дамбе кучкуются преимущественно рыбаки, умело замахиваюсь на все стороны спиннингами, а вот на противоположном берегу водохранилища уже хозяйничает ДЮСШ с гребли на байдарках - их ярко-снежная база расположена на левом берегу Турии.

Ковельское водохранилище

Левобережный Ковель также не впечатляет особенной архитектурой, преимущественно демонстрируя многоэтажную застройку, и почти сельские улочки, застроенные стандартными для северных областей страны деревянными домами.

Территория производственно-коммерческой фирмы "Ковель". На переднем плане кочегарка и здание бывшей синагоги

Срезав немного путь, я вышел дворами на улицу Пирогова, где, стоит, как выяснилось позже, бывшая еврейская синагога. Сейчас это один из корпусов швейной фабрики. Фабрика уверенно держится на плаву, поэтому старое здание выглядит на отлично.

Аптека возле базара

Эту часть города называют старым Ковелем, центром жизни которого по традиции был рынок, который функционирует до сих пор, растянувшись на север от улицы Независимости.

Улица Соборная. Воскресенская церковь. 1877 год

Через дорогу от базара стоят ещё две церкви города, которые, вместе с оставленной позади синагогой, подтверждают, что именно где-то здесь и был центр жизни города в конце XIX века.

Улица Соборная

Воскресенская церковь была построена в 1877 году и по счастливому стечению обстоятельств уцелела, пережив две мировых войны. А вот строение Благовещенской церкви, если я правильно понял, не имеет никакого отношения к памятникам архитектуры. По своей простоте её странный плоский фасад я сначала списал на особенности местной архитектуры, что вроде бы и подтверждала тяжёлая металлическая табличка периода УССР - "Благовещенская церковь. 1549 год. Охраняется государством".

Улица Соборная. Благовещенская церковь

Правда же оказалась более прозаичной и типичной для Союза. Благовещенская церковь была снесена ещё в 60-х, а на её месте вырос спортзал, который, после реинкарнации в 90-х, опять стал церковью.

Улица Сагайдачного. Стадион "Локомотив"

Вот в общих чертах и весь Ковель. Конечно, кое-что осталось за кадром, некоторыми районами города я просто не успел прогуляться, но в целом город понравился.

Вокзал станции Ковель

Возвращаюсь на железнодорожный вокзал, базар вокруг которого уже почти полностью рассосался, сдав позиции продавцам молокопродуктов. Покупаю в кассе билет на пригородный поезд до Червонограда, где запланировал пересадку на Львов, и поднимаюсь на посадочную платформу, на которой, изнурённый палящим солнцем народ, уже выстроился вдоль рельс, выглядывая прибытие закопченного пригородного дизеля, посадку на который уже объявили.

июль 2015