На главную Команда  | 
Дубровица УКР | РУС
Поездка в Дубровицу - ещё одна идея фикс, которая долго держала меня за руку, не отпуская ни на минуту несколько лет подряд. Я уже и не помню, когда впервые увидел на карте Украины этот небольшой райцентр на севере Ровенской области. Приехать сюда из центральной Украины не так и сложно. Автобусы в Дубровицу ездят, рядом железнодорожная станция Сарны, более того - даже через Дубровицу ездит несколько поездов, но комбинация параметров - нормальная погода, свободное время для выезда и наличие билетов на поезд, которые вместе и обеспечивают успех путешествия, долгое время не могли подобраться.

Дубровица. Улица Мира

И вот неожиданный подарок судьбы - я в Сарнах, откуда до Дубровицы каких-то 35 километров. На дворе октябрь месяц, но несмотря на прекрасную солнечную погоду, которая накрыла север страны, утром на вокзале было ужасно холодно, правда после обеда ветер притих, воздух прогрелся градусов до 12-15 и у меня опять появился энтузиазм. В этом сезоне вряд ли будет возможность снова приехать сюда, поэтому в Сарнах на вокзале запрыгиваю в автобус до Дубровицы и отправляюсь навстречу неизвестному.

Остановка в центре города

Дубровица

Дорога между райцентрами не идеальна, да и водитель сильно не спешил, поэтому автобус от Сарн до Дубровицы приехал минут за 40. Вместе со всеми выхожу на остановке в центре города. Первое впечатление - приятное удивление.

Дубровицкий районный совет

Анастасия Юрьевна Заславская - волынская княгиня. Дочь местного князя Юрия Ивановича Дубровицкого

Дубровица стала для меня ещё одним населённым пунктом на карте Украины, который очередной раз разрушил шаблонные представления относительно провинциальной отсталости отдалённых городов.

Дубровица. Центр города

Город тихий, уютный. На улицах - чистота и порядок. Центр Дубровицы вообще сверкает больничной чистотой. На первый взгляд, чем-то уникальным город вряд ли удивит, но одновременно с этим замечается, что есть в Дубровицы какая-то своя, особенная изюминка, которая и отличает этот город от сотен других райцентров страны. Возможно как-то так, почти незаметно, и проявляются особенности регионального этноса - во внешнем облике города, в чистоте улиц и конечно же в менталитете и темпераменте жителей.

В центре города. Аптека. На заднем плане костел Иоанна Крестителя

Ориентироваться в Дубровице легко, даже если вы приезжаете сюда впервые. Город формируют несколько параллельных друг другу улиц, растянутых на несколько километров вдоль русла речки Горынь. Классической, для многих городов, центральной площади, вокруг которой расположены главные административные здания, в Дубровице нет. Центр города сосредоточен где-то в районе свежепокрашенного здания городской администрации и зажат между улицей Мира и параллельной ей улице Воробинской.

Улица Воробинская. Современная пятиэтажная архитектура и домик станции скорой помощи

Административные здания Дубровицы, учитывая советское прошлое, ничем особенным не отличаются, разве что, опять таки, какой-то неестественной чистотой и аккуратностью окружающей территории, не присущей государственным учреждениям.

Дубровица

Дубровица

Гражданская же архитектура Дубровицы это отдельная тема для разговора. В Дубровицу, да в соседние сёла, можно запросто возить на экскурсии жителей мегаполисов и показывать за деньги местные деревянные дома - классику архитектуры северных районов страны. Кирпичных домов в городе меньше, но и они отличаются своим особенным внешним видом и стилем отделки.

Дубровица

Дубровица

Гонт - традиционный кровельный материал с древней историей и тысячелетним опытом эксплуатации

Ну и перейдем в конце-то концов от Дубровицы будничной к Дубровице исторической. Если ехать в Дубровицу из Сарн автобусом - все важные, с исторической точки зрения, архитектурные памятки, о которых, как правило, и упоминают в путеводителях, будут хорошо видны из окна автобуса, поэтому бродить по городу в поисках вчерашнего дня не доведется.

Дубровица. Католический костел

Самое фундаментальное сооружение города, которое не оставит равнодушным даже далекого от истории и культуры человека - костел Иоанна Крестителя. Находится костел в центре города, рядом со зданием городского совета.

Дубровица. Католический костел

Если верить хронологическим данным, которые дошли до нас, костел был построен в конце XVII века. В 1939 году, после присоединения Западной Украины к Советскому Союзу, костел перешел в государственную собственность на нужды пролетариата, и как бы это иронически не звучало, но именно такое решение, наверное, и спасло его от разрушения.

"Samemu Bogu czesc i chwala"

Костел

После завершения строительства костел был одним из центровых строений города - это видно на старых гравюрах. Но, после того как город начал расстраиваться, с фасада здание костела уже частично прикрыл городской совет и жилые дома, а с противоположной стороны, на берегу Горыни, вырос стадион.

Ступеньки рядом с костелом к стадиону и набережной Горыни

Подвесной мост через Горынь

Дубровица. Речка Горынь

Ниже по улице, в нескольких сотнях метров от костела, рядом с каким-то предприятием, находится симпатичная деревянная Свято-Николаевская церковь.

Свято-Николаевская церковь. 1872 год

Свято-Николаевская церковь. 1872 год

Кстати, сооружение промышленных объектов в живописных местах, поближе к церкви или бывшему особняку польского шляхтича - обычная строительная тактика, которая использовалась по всей территории Советского Союза. И Дубровица здесь не исключение.

Церковь Рождества Богородицы. 1861 год

Ещё одна церковь Дубровицы находится в центре города. Её интересная, и в некоторой степени необычная, архитектура сразу привлекла внимание, только я вылез из автобуса.

Церковь Рождества Богородицы. 1861 год

Церковь хотя и расположена в центре, но прижата со всех сторон жилыми домами, поэтому на фоне ежедневной обыденной суеты, которая кипит во дворах, выглядит она ну очень уж эстетически совершенной.

По дороге к железнодорожному вокзалу. Историко-этнографический музей

Ну и напоследок улица Вокзальная и железнодорожный вокзал, который находится относительно далеко от центра города, на противоположном берегу Горыни.

Улица Вокзальная

Вечереет, до отправления пригордного поезда на Сарны остается около часа, поэтому мысленно прощаюсь с городом, желаю Дубровице счастливо оставаться и отправляюсь на правый берег речки Горынь.

Дубровица. Мост через Горынь

Памятный знак речке Горынь

Горынь

От центра города до станции - километра два, не больше. Иду на юг почти через весь город и с улицы Мира поворачиваю налево - в направлении железнодорожной станции. Через Горынь тянется длиннющий мост - длиной метров 400. Рядом с мостом, такая себе, местная памятка - памятный знак речке Горынь.

Горынь

Станционный поселок. Болото

Места тут - удивительные, виды с берега речки и ярко красное вечернее солнце - завораживают, главное - контролировать время, чтобы не опоздать на вокзал...

Железнодорожный вокзал Дубровица

Станция Дубровица

Минут 40 - и я на вокзале. Покупаю билет до Сарн и жду поезд. Пригородный дизель Удрицк - Здолбунов прибывает почти без опоздания. Только здесь, на вокзале, ощущается, что рядом государственная граница - в Дубровице с поезда вышло довольно много людей с сумками - приграничное движение в соседнюю Беларусь здесь хотя и не очень интенсивное, но стабильное.

Ламповый Д1

Усаживаюсь недалеко от пограничников, которые едут наверное с дежурства и отдыхаю после динамичного ритма дня, который уже почти закончился. Отгоняю сон и, наслаждаясь приятной усталостью в ногах, наблюдаю за красным диском Солнца, который почти моментально прячется за горизонтом. Через тридцать минут Сарны и пересадка на пригородный поезд до Ковеля...

октябрь 2015