|
И снова бабушки на полустанках
Предлагают не хитрую снедь и вино. День...
Поражая пагонами и перегаром,
Мотаются взад и назад всех достав дембеля. Жара...
|
Чиж и Ко.
Снова поезд
|
Давно собирался поехать в Запорожье, и вот наконец-то решился. Если не учитывать беспересадочных вагонов и дополнительных летних поездов, то с Винницы в Запорожье ездит только один 86-й поезд - Львов-Симферополь. Чтобы не делать проблемы с покупки билетов в Запорожье, я оставляю в покое 86-й поезд, и покупаю билет на экстремально-интересный 323 поезд Львов-Запорожье, который проезжает через Жмеринку без заезда в Винницу.
|
Жмеринка
|
Приехав с Винницы в Жмеринку дешевым экспрессом, походил по вокзалу, посмотрел что есть нового. На входе в зал ожидания теперь стоп-контроль, пускают только по билету или за деньги. Но так как зал ожидания и кассы находятся в одном помещении, то изобретательное начальство вокзала отделило зал от касс железным забором, прикрученным веревками к стене.
Около десяти вечера мой 323-й поезд с небольшим опозданием прибывает к перрону. Оказалось, что я буду ехать в одном вагоне с целой кучей радостных дембелей, которые едут домой. Но так как вагон был купейный и в моем купе оказался только один дембель, и все они собравшись двинули гулять куда-то дальше, то дембельские радостные крики были слышны в другом купе. Как выяснилось позже, дембеля были не только в моем вагоне, ими было напичкано несколько вагонов. Кроме того, мне сильно повезло, так как гуляки с нашего вагона оказались довольно спокойными - просто орали дембельские песни и под утро завалились спать.
323-й поезд едет интересным маршрутом, которым, не учитывая беспересадочных вагонов, едет только четыре поезда. Выехав из Жмеринки поезд двигается в Одесском направлении к Вапнярке. В Вапнярке, поменяв опрятный электровоз ВЛ-40 на дизель 2ТЭ10, поезд прорывается через кусты и заросли Винницкой области со скоростью приблизительно 30 км/час. Через Зятковцы и Христиновку под утро подъезжаем к узловой станции имени Тараса Шевченко, где вместо дизеля к составу цепляют электровоз, во время моей поездки это был ВЛ-80, который обычно используется для грузовых перевозок. Следующая техническая остановка уже в Днепропетровской области на станции Пятихатки-стыковая - очередная замена локомотива. Меняем ВЛ-80 на раритетный ЧС2, который и тянул нас к самому Запорожью.
|
Кривой рог
|
Красные пейзажи за окном напоминают о том, что поезд подъезжает к Кривому Рогу. Остановка здесь приблизительно 40 минут. Можно спокойно выйти на перрон и походить по вокзальной площади.
|
Кривой рог
|
Двигаясь на Юг проезжаем через Апостолово. Далее поворачиваем на восток и едем по берегу Каховского водохранилища через Никополь и Марганец. Перед Марганцем железная дорога проходит вблизи Каховского водохранилища на другом берегу которого хорошо видно город Энергодар и шесть энергоблоков Запорожской АЭС - самой большой атомной электростанции в Европе.
|
Запорожская АЭС
|
Через пару часов, подъехав к Запорожью, поезд еще минут 40 едет по городу, пока не остановится на залитой лучами вечернего солнца станции Запорожье-1.
|
Запорожье-1
|
Запорожье - почти мегаполис. За официальной статистикой здесь живет приблизительно 790 000 народу. Хотя на самом деле наверное чуть больше. Учитывая такое значительное количество населения у меня ни разу не возникало то чувство, которое возникает каждый раз, когда я приезжаю в Киев - где люди как червяки переползают друг через друга, торопясь каждый в своем направлении.
|
Классическая панорама Запорожья
|
Городские застройки Запорожья рассекают вездесущие линии электропередач, которые есть повсюду. Где бы вы не были в городе, везде можно увидеть провода, которые висят или просто у вас над головой, или чуть в стороне. Как по мне, то именно эти линии электропередач и создают в Запорожье свободное пространство, которого так не хватает в других городах.
Километры линий электропередач неотъемлемая составляющая города - Запорожье один из крупнейших в Украине как поставщиков так и потребителей электроэнергии.
Наиболее эпохальным событием в истории города стало строительство ДнепроГЭС. В 1920 году была создана комиссия ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России), согласно плану которой за 10-15 последующих лет вся или почти вся Россия должна быть электрифицирована. ДнепроГЭС стал важнейшим объектом этого плана электрификации. Руководствуясь Ленинским лозунгом - "Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны" - гидроэлектростанция была построена за 5 лет.
|
Днепрогэс имени В.И. Ленина
|
Во время сооружения ГЭС на Днепре были затоплены такие исторические камни как пороги. Но после этого Днепр стал доступным для судоходства и вместе с этим решилась проблема подачи воды в засушливые регионы.
|
Гидроэлектростанция
|
Кроме экономической выгоды от электростанции, ДнепроГЭС дамбой соединяет два берега Днепра, что делает удобным перемещение в пределах города. Рядом возле ГЭС, на левом берегу, стоит памятник вождю пролетариата - Ленину. Ленин имеет высоту 20 метров и показывает рукой в сторону гидроэлектростанции.
|
Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны
|
С этого места начинается главный проспект, который проходит через весь город и, как не сложно догадаться, называется проспектом Ленина.
|
Проспект Ленина
|
Продолжая тему советской власти двигаемся дальше проспектом Ленина, где в другом конце города находим очередной исторический объект прошлой эпохи.
|
У власти орлиной орлят миллионы и нами гордится страна
|
|
У власти орлиной орлят миллионы и нами гордится страна
|
Проспект Ленина пересекается с проспектом Металлургов. На перекрестке этих двух улиц стоит довольно информативная стела, которая дает возможность получить побольше информации о промышленности города Запорожья. Со всех сторон стела облеплена кусками металла или какого-то материала, который производится или используется в процессе работы промышленными предприятиями города. Между кусков металла также встречаются логотипы заводов и предприятий. В народе эта стела называется совсем по другому. Так как на этом месте когда-то были общественные туалеты, то и название к стеле приклеилось очевидное - Памятник погибшим туалетам.
|
Перекресток проспекта Ленина и проспекта Металлургов
|
Вообще на тему промышленности Запорожья можно было бы написать приличный трактат в нескольких томах, но пока что ограничимся самыми козырными заводами. Так как я имел возможность жить в Заводском районе города (Павло-Кичкас), то ощутил на себе весь дух и всю мощность промышленности Запорожья.
|
Запорожские пейзажи
|
Для местных жителей клубы дыма и пары в небе обычное явление. Кроме того считается нормальным выйти на балкон, всмотреться в прокуренное небо и с радостью заценить, что сегодня ветер погнал дымок на центр, значит сегодня жируем!
|
Запорожьекокс
|
Улица Диагональная. По своей структуре обычная городская улица - дорога, трамваи, маршрутки. Но выйдя из трамвая, становится как-то немного необычно. Необычность проявляется в том, что вокруг совсем нет людей. Чисто промышленная местность. С правой стороны улицы Запорожьекокс, пройдя несколько сотен метров вперед, слева виднеются цехи завода ферросплавов. Только минут через 20 повезло увидеть грязного дяденьку в каске, который перебегал дорогу с территории завода Запорожьекокс на территорию завода ферросплавов.
|
Завод Ферросплавов
|
Целая куча предприятий оставляет после себя огромное количество отходов, которые систематически вывозятся и складываются на одну кучу. Частично эти отходы используются для строительства, но все равно размеры кучи грандиозные. Эта куча в народе называется Черной Горой. Старожилы рассказывают, что они эту гору помнят еще со своего детства.
|
Черная Гора
|
Кстати, с высоты птичьего полета, или просто четырнадцатого этажа все это промышленное хозяйство выглядит довольно впечатляюще.
|
Пейзаж
|
Запорожский автомобилестроительный завод. Находится в другой стороне Запорожья, его корпусами застроена довольно большая территория города.
|
Запорожский автомобилестроительный завод
|
Запорожская автомобильная промышленность работает и довольно продуктивно, это подтверждают тягачи, которые постоянно ездят по городу и возят разнообразные автомобили.
|
Продукция автомобилестроительного завода
|
Запорожье это не только вонючие заводы и современная архитектура. Здесь можно найти старые и довольно интересные архитектурные сооружения.
|
Бывший дом купца
|
|
Бывший постоялый двор
|
Параллельно с архитектурой и промышленностью в Запорожьи есть и природный заповедник - всем известный остров Хортица, название которого в кое-кого ассоциируется с одноименным алкогольным напитком. Кстати предприятие по изготовлению водки Хортица никакого отношения к заповеднику Хортица не имеет и никакой трубы, которая подает кристально чистую родниковую воду для изготовления водки не существует, чтобы не говорили рекламные ролики в телевизоре.
Остров Хортица самый большой остров на Днепре. Его длина 12,5 км, ширина в самом широком месте - 2,5 км. Хортица - национальный заповедник и охраняется государством. К острову построено три моста. По двум из них кроме автомобилей ездит и поезд. Один из мостов, по официальной версии, находится в не очень хорошем состоянии и не очень подходить для того, чтобы по нем ездили автомобили. Наиболее завораживающе выглядит двухъярусный мост Преображенского. По верхнем ярусу ездит поезд, а внизу дорога для машин.
|
Мост Преображенского
|
Наиболее интересные события с истории Хортицы, связаны с казаками, которые здесь жили, варили кулеш и отбивались от всевозможных татар. На современной Хортице есть музей истории запорожского казацтва.
|
Вероятное место погибели Киевского князя Святослава Игоревича в 972 г.
|
Гуляя по Хортице, среди разных прикольных природных каменных ущелий и среди разнообразия флоры не обошлось без классических для Запорожья проводов. Через весь остров проходит мощная высоковольтная линия.
Еще один интересный объект, который есть в Запорожьи - это старый дуб. По предварительных оценках он растет здесь приблизительно 600-700 лет.
|
Дуб
|
Дуб самый настоящий дедушка. Старичка даже закрепили на специально установленных для него мачтах, чтобы поддержать старое дерево.
|
Возраст дерева приблизительно 600-700 лет
|
Так как дереву уже не одна сотня лет, то можно только догадываться, какие только червяки и жуки его не грызли. За несколько веков жизни у дерева к сожалению осталась только одна живая ветка.
|
Диаметр ствола
|
Кстати, часто поиск интересных мест в Запорожьи, да и наверное в любом другом городе эпохи советской власти, осуществляется следующим способом - достаточно найти какой-то завод, а возле него, для обеспечения физических и моральных потребностей населения, обязательно будет пристроен какой-то дом культуры с интересной архитектурой, ну и ясное дело стадион.
|
Архитектура периода процветания советской власти
|
Учитывая то, что из пяти дней, которые я провел в Запорожьи, три дня лил дождь, а остальное время он или капал, или не капал, то я просто по геройски, практически по Стахановски, объездил самые козырные закоулки города.
Назад в Винницу ехал тем же самым 324-м поездом. Поезд не самый быстрый, но за 21 час пути позволяет нормально выспаться :)
|
Утро в Жмеринке
|
|