Городок Жолква расположен в тридцати километрах на северо-запад от Львова. Уникальная архитектура, в сочетании с провинциальностью тихого западноукраинского райцентра, сделала Жолкву довольно популярной среди туристов, поэтому экскурсионные группы школьников на огромных автобусах и туристы-одиночки с большими рюкзаками за спиной - здесь не редкость.
|
Железнодорожный вокзал Жолква
|
Отправная точка на Жолкву - город Львов, куда я приехал 108-м поездом Одесса - Ужгород. Посреди ночи, в Хмельницком, в вагон ворвался табор Береговских цыган, поэтому далее, до Львова, ехать было уже не так скучно. Парни в вагоне чувствовали себя как дома - резались в карты, ели немытыми руками колбасу и вопили цыганские песни.
|
Станция Жолква. Поезд на Раву-Русскую
|
Автобусы со Львова на Жолкву отправляются, если я не ошибаюсь, от автовокзала №2, каждые 10 минут. Но так как я уже был на железнодорожном вокзале и до отправления пригородного дизеля на Раву-Русскую, который останавливается в Жолкве, оставалось что-то около получаса, то выбор транспортного средства был очевиден. Быстро покупаю в пригородной кассе билет, и бегу на пятую платформу, где уже началась посадка на поезд до Равы.
|
Жолква. Дорога от железнодорожного вокзала к центру города
|
Поезд со Львова до Жолквы едет чуть больше часа, людей в вагонах немного, за окном интересные виды, одним словом - ехать комфортно.
|
Мостик в "Замковом парке"
|
Железнодорожный вокзал в Жолкве расположен в нескольких сотнях метров от исторической части города, которая, собственно говоря, и является конечной точкой маршрута основной массы туристов, которые приезжают сюда отовсюду.
|
Жолква. Городские муры
|
Вдоль дороги, которая тянется от железнодорожного вокзала, высажен "Замковый парк" - памятка садово-паркового искусства, кстати.
|
Городские муры. Улица Степана Бандеры. Въезд в город с южной стороны
|
|
Зверинецкие ворота. XVII век
|
Уникальность Жолквы - в структуре города. Сразу за парком тянутся высокие муры, которыми Жолква, в оборонных целях, была окружена по периметру. Интересно, что оборонная система города до сих пор функционирует, и попасть внутрь города можно только через ворота. Но сразу же забегу немного наперёд и подкину небольшую ложку дёгтя - целыми муры с воротами остались только с южной и частично западной стороны города. Остальная же оборонная инфраструктура Жолквы была разрушена временем и войнами, в которые город был постоянно втянут, благодаря своему приграничному месту расположения.
|
Вечевая площадь
|
Захожу в город через Зверинецкие ворота и сразу же попадаю на главную площадь Жолквы - бывшую Рыночную, а сейчас Вечевую площадь. Здания, построенные по периметру Вечевой площади, фактически очерчивают историческую территорию Жолквы. Возведение города началось в 1594 году силами Станислава Жолкевского младшего, имя которого и получил город. В XVII веке Жолква стала личной резиденцией короля Речи Посполитой - Яна III Собеского, во времена правления которого город превращается в сильный экономический и культурный центр.
|
Центральная площадь
|
|
Фонтан
|
Несмотря на то, что центральной площади Жолквы больше подходит статус культурно-исторического центра, нежели классической Рыночной площади, обыденная жизнь города всё равно просачивается через древние стены и наполняет центр Жолквы привычной ежедневной суетой. В центре площади раскинулось летнее кафе, рядом работают магазинчики и парикмахерские, в тени деревьев, на лавочках возле фонтана, отдыхают пенсионеры, а на перекрёстке возле костёла несколько человек ждут автобус, который с минуты на минуту въедет в центр через западные врата...
|
Жолковский замок. 1594 - 1606 г.
|
Центровой объект Жолквы - конечно же замок, одновременно с началом строительства которого и началось возведение города. В свое время, роскошное убранство замка, с расположенным рядом прекрасным парком и огромным зверинцем, отвоевало Жолкве статус одной из красивейших резиденций Европы. Сегодня Жолковский замок, отпраздновав свое четырёхсотлетие, выглядит очень неплохо. Конечно, за несколько сотен лет много чего изменилось и замок уже немного не такой, каким был когда-то. Внутри здания продолжается вечный ремонт, который, кажется, никогда и не закончится, но фасадная сторона замка в полном порядке.
|
Жолковский замок. Фасадная сторона
|
Идём дальше по периметру старого города. Между замком и Глинскими воротами, гармонично вписавшись в замковую архитектуру, находится городская ратуша, строительство которой было завершено в 1932 году по проекту польского архитектора Бронислава Виктора.
|
Ратуша
|
Старая ратуша Жолквы простояла до средины XIX века и, в отличии от своей современницы, находилась в центре Рыночной площади. Задумка архитектора переместить здание ратуши из центра площади ближе к замку оказалась удачной - новая ратуша ярко подчеркнула и без того уникальную архитектуру Рыночной площади.
|
Группа туристов атакует ратушу
|
|
Ратуша
|
Рядом с ратушей находятся Глинские ворота - вход в город с западной стороны. Через Глинские ворота часто проезжают транзитные автобусы, поэтому возле костёла, который находится рядом, постоянно толпится народ, ожидая своего автобуса.
|
Глинские ворота рядом с ратушей
|
|
Вход в костёл и импровизированная автобусная остановка
|
Костел святого Лаврентия был построен в начале XVII века по проекту итальянского архитектора Паоло де Дукати Клеменси, который, в первую очередь, известен как архитектор, под руководством которого велось строительство Жолковского замка.
|
Костел святого Лаврентия
|
Величественное здание костела, контрастируя на фоне малых архитектурных форм расположенного рядом летнего кафе, демонстрирует уникальное убранство стен лепниной на рыцарскую тематику, окуная нас в героические времена правления короля Речи Посполитой - Яна III Собеского.
|
Глинские ворота, костёльная колокольня, костел святого Лаврентия ну и конечно летнее кафе посреди площади
|
|
Убранство стен костела на тему рыцарства и геральдики
|
В закоулке площади, по улице Василианской, находится ещё одна архитектурная памятка города - Василианский монастырь. Строения монастыря со всех сторон плотно зажаты жилыми домами, поэтому пройти к нему можно только ориентируясь на высокие купола костёла, который выглядывает между зданий бывшей Рыночной площади.
|
Жолква. Купола костела Василианского монастыря
|
|
Улица Василианская. Колокольня Василианского монастыря. Здесь меня едва не съел чей-то пёс...
|
Ну и конечно же неотъемлемой частью любой Рыночной площади являются торговые ряды. В Жолкве от бывшего базара мало чего осталось, но тем не менее можно пройтись вдоль домов, которые когда-то формировали бывшую торговую площадь.
|
Дома на Вечевой площади
|
|
Дома на Вечевой площади
|
Сейчас, как и сто лет назад, первый этаж большинства, расположенных на площади домов, оккупирован кафешками, небольшими магазинами и парикмахерскими, поэтому бывшая рыночная площадь Жолквы, хотя и немного видоизменённая, но продолжает функционировать.
|
Дома на Вечевой площади
|
Ну а сейчас оставим центр Жолквы и пройдемся немного вглубь города. За пределами Вечевой площади Жолква более спокойная и жизненная, хотя и здесь встречается много исторических и архитектурных памяток, место расположения большинства из которых отмечено на информационных табло, которые установлены на центровых перекрёстках города.
|
Улица Воинов УПА
|
Для начала пройдёмся южной окраиной города. От замка, вдоль бывших муров, которые окружали старый город, тянется на восток улочка Воинов УПА.
|
Дом связи
|
После впечатляющей архитектуры Вечевой площади, улица Воинов УПА выглядит более чем скромно, но все равно, посмотреть здесь есть на что.
|
Атланты подпирают балкон отделения почтовой связи №9
|
Рядом с мурами, которые окружали город, стоит симпатичный дом связи, который сейчас делят между собой почта и укртелком.
|
Стадион "Розточчя"
|
А чуть дальше по улице находится один из главных муниципальных объектов города, спортивная гордость Жолквы - стадион "Розточчя".
|
Бывший дом товарищества "Сокол". Сейчас - кинотеатр в котором живет федерация футбола Жолковского района
|
Рядом со стадионом, в бывшем доме товарищества "Сокол", расположилась федерация футбола Жолковсого района. Кстати, с футболом в Жолковском районе всё серьезно. В федерацию входит пара десятков футбольных команд, которые гоняют мяч почти круглый год.
|
Синагога
|
|
Эхо ушедшего времени
|
Ну а теперь обойдем Вечевую площадь, где мы уже были, и пройдемся немного центром города. Недалеко от базара, который в современной Жолкве сместился с Рыночной площади на несколько кварталов севернее, находится старая еврейская синагога - сооружение доживает последние дни, но традиционная фундаментальная архитектура, как всегда, впечатляет и вызывает уважение.
|
Автостанция Жолква. Чистота и порядок. На заднем плане оборонная башня доминиканского монастыря
|
|
Автостанция. Посадочные платформы. Слева муры доминиканского монастыря
|
Рядом с синагогой находится автостанция, посадочные платформы которой растянулись вдоль стен доминиканского монастыря.
|
Угловая башня доминиканского монастыря. Сразу за башней - автостанция, у меня за спиной - территория школы
|
Именно здесь, в районе автостанции, и заканчивался город, здесь проходила северная граница старой Жолквы, о чём напоминает угловая оборонительная башня, которая сейчас отделяет двор школы №1 от территории монастыря.
|
Улица Львовская. Справа доминиканский монастырь
|
Фасад монастыря выходит на улицу Львовскую, поэтому, прогулявшись вдоль высокой монастырской стены, выйдем на площадь перед райадминистрацией, откуда и открывается наилучший вид на главное строение монастыря - доминиканский костёл.
|
Доминиканский монастырь. XVII век
|
|
Районный совет через дорогу от монастыря
|
Вот, в общих чертах, и вся Жолква. Последний мой маршрут на сегодня - прогулка по улице Львовской до объездного шоссе, где я планировал поймать автобус на Червоноград.
|
Улица Львовская
|
|
Улица Львовская, 7. Общеобразовательная школа №1
|
Прохожу мимо школы №1, за ней находится пожарная часть, а чуть дальше, через пару сотен метров, стоят ещё две церкви города - церковь Лазаря, которая почему-то совмещена с аптекой новострой - православный храм.
|
Аптека и церковь Лазаря
|
|
Опора линии электропередач
|
А чуть дальше, рядом со старой деревянной церковью Святой троицы, находится интересный исторический объект - электрическая опора образца 1933-го года.
|
Объездное шоссе
|
Минут через двадцать я на месте. Шоссе М 09, или просто - объездная дорога Жолквы. Ещё один транспортный терминал города, именно отсюда можно выехать на Червоноград или Сокаль транзитными автобусами, которые отправляются со Львова. Автобусы в Ковельском направлении едут один за другим наверное каждые 10 минут, поэтому изучать расписание движения нет нужды, единственный минус - останавливаются автобусы только на автобусной остановке, к которой нужно пройтись пару сотен метров в направлении села Сопишын.
|