На главную Команда  | 
Жолква УКР | РУС
Городок Жолква расположен в тридцати километрах на северо-запад от Львова. Уникальная архитектура, в сочетании с провинциальностью тихого западноукраинского райцентра, сделала Жолкву довольно популярной среди туристов, поэтому экскурсионные группы школьников на огромных автобусах и туристы-одиночки с большими рюкзаками за спиной - здесь не редкость.

Железнодорожный вокзал Жолква

Отправная точка на Жолкву - город Львов, куда я приехал 108-м поездом Одесса - Ужгород. Посреди ночи, в Хмельницком, в вагон ворвался табор Береговских цыган, поэтому далее, до Львова, ехать было уже не так скучно. Парни в вагоне чувствовали себя как дома - резались в карты, ели немытыми руками колбасу и вопили цыганские песни.

Станция Жолква. Поезд на Раву-Русскую

Автобусы со Львова на Жолкву отправляются, если я не ошибаюсь, от автовокзала №2, каждые 10 минут. Но так как я уже был на железнодорожном вокзале и до отправления пригородного дизеля на Раву-Русскую, который останавливается в Жолкве, оставалось что-то около получаса, то выбор транспортного средства был очевиден. Быстро покупаю в пригородной кассе билет, и бегу на пятую платформу, где уже началась посадка на поезд до Равы.

Жолква. Дорога от железнодорожного вокзала к центру города

Поезд со Львова до Жолквы едет чуть больше часа, людей в вагонах немного, за окном интересные виды, одним словом - ехать комфортно.

Мостик в "Замковом парке"

Железнодорожный вокзал в Жолкве расположен в нескольких сотнях метров от исторической части города, которая, собственно говоря, и является конечной точкой маршрута основной массы туристов, которые приезжают сюда отовсюду.

Жолква. Городские муры

Вдоль дороги, которая тянется от железнодорожного вокзала, высажен "Замковый парк" - памятка садово-паркового искусства, кстати.

Городские муры. Улица Степана Бандеры. Въезд в город с южной стороны

Зверинецкие ворота. XVII век

Уникальность Жолквы - в структуре города. Сразу за парком тянутся высокие муры, которыми Жолква, в оборонных целях, была окружена по периметру. Интересно, что оборонная система города до сих пор функционирует, и попасть внутрь города можно только через ворота. Но сразу же забегу немного наперёд и подкину небольшую ложку дёгтя - целыми муры с воротами остались только с южной и частично западной стороны города. Остальная же оборонная инфраструктура Жолквы была разрушена временем и войнами, в которые город был постоянно втянут, благодаря своему приграничному месту расположения.

Вечевая площадь

Захожу в город через Зверинецкие ворота и сразу же попадаю на главную площадь Жолквы - бывшую Рыночную, а сейчас Вечевую площадь. Здания, построенные по периметру Вечевой площади, фактически очерчивают историческую территорию Жолквы. Возведение города началось в 1594 году силами Станислава Жолкевского младшего, имя которого и получил город. В XVII веке Жолква стала личной резиденцией короля Речи Посполитой - Яна III Собеского, во времена правления которого город превращается в сильный экономический и культурный центр.

Центральная площадь

Фонтан

Несмотря на то, что центральной площади Жолквы больше подходит статус культурно-исторического центра, нежели классической Рыночной площади, обыденная жизнь города всё равно просачивается через древние стены и наполняет центр Жолквы привычной ежедневной суетой. В центре площади раскинулось летнее кафе, рядом работают магазинчики и парикмахерские, в тени деревьев, на лавочках возле фонтана, отдыхают пенсионеры, а на перекрёстке возле костёла несколько человек ждут автобус, который с минуты на минуту въедет в центр через западные врата...

Жолковский замок. 1594 - 1606 г.

Центровой объект Жолквы - конечно же замок, одновременно с началом строительства которого и началось возведение города. В свое время, роскошное убранство замка, с расположенным рядом прекрасным парком и огромным зверинцем, отвоевало Жолкве статус одной из красивейших резиденций Европы. Сегодня Жолковский замок, отпраздновав свое четырёхсотлетие, выглядит очень неплохо. Конечно, за несколько сотен лет много чего изменилось и замок уже немного не такой, каким был когда-то. Внутри здания продолжается вечный ремонт, который, кажется, никогда и не закончится, но фасадная сторона замка в полном порядке.

Жолковский замок. Фасадная сторона

Идём дальше по периметру старого города. Между замком и Глинскими воротами, гармонично вписавшись в замковую архитектуру, находится городская ратуша, строительство которой было завершено в 1932 году по проекту польского архитектора Бронислава Виктора.

Ратуша

Старая ратуша Жолквы простояла до средины XIX века и, в отличии от своей современницы, находилась в центре Рыночной площади. Задумка архитектора переместить здание ратуши из центра площади ближе к замку оказалась удачной - новая ратуша ярко подчеркнула и без того уникальную архитектуру Рыночной площади.

Группа туристов атакует ратушу

Ратуша

Рядом с ратушей находятся Глинские ворота - вход в город с западной стороны. Через Глинские ворота часто проезжают транзитные автобусы, поэтому возле костёла, который находится рядом, постоянно толпится народ, ожидая своего автобуса.

Глинские ворота рядом с ратушей

Вход в костёл и импровизированная автобусная остановка

Костел святого Лаврентия был построен в начале XVII века по проекту итальянского архитектора Паоло де Дукати Клеменси, который, в первую очередь, известен как архитектор, под руководством которого велось строительство Жолковского замка.

Костел святого Лаврентия

Величественное здание костела, контрастируя на фоне малых архитектурных форм расположенного рядом летнего кафе, демонстрирует уникальное убранство стен лепниной на рыцарскую тематику, окуная нас в героические времена правления короля Речи Посполитой - Яна III Собеского.

Глинские ворота, костёльная колокольня, костел святого Лаврентия ну и конечно летнее кафе посреди площади


Убранство стен костела на тему рыцарства и геральдики

В закоулке площади, по улице Василианской, находится ещё одна архитектурная памятка города - Василианский монастырь. Строения монастыря со всех сторон плотно зажаты жилыми домами, поэтому пройти к нему можно только ориентируясь на высокие купола костёла, который выглядывает между зданий бывшей Рыночной площади.

Жолква. Купола костела Василианского монастыря

Улица Василианская. Колокольня Василианского монастыря. Здесь меня едва не съел чей-то пёс...

Ну и конечно же неотъемлемой частью любой Рыночной площади являются торговые ряды. В Жолкве от бывшего базара мало чего осталось, но тем не менее можно пройтись вдоль домов, которые когда-то формировали бывшую торговую площадь.

Дома на Вечевой площади

Дома на Вечевой площади

Сейчас, как и сто лет назад, первый этаж большинства, расположенных на площади домов, оккупирован кафешками, небольшими магазинами и парикмахерскими, поэтому бывшая рыночная площадь Жолквы, хотя и немного видоизменённая, но продолжает функционировать.

Дома на Вечевой площади

Ну а сейчас оставим центр Жолквы и пройдемся немного вглубь города. За пределами Вечевой площади Жолква более спокойная и жизненная, хотя и здесь встречается много исторических и архитектурных памяток, место расположения большинства из которых отмечено на информационных табло, которые установлены на центровых перекрёстках города.

Улица Воинов УПА

Для начала пройдёмся южной окраиной города. От замка, вдоль бывших муров, которые окружали старый город, тянется на восток улочка Воинов УПА.

Дом связи

После впечатляющей архитектуры Вечевой площади, улица Воинов УПА выглядит более чем скромно, но все равно, посмотреть здесь есть на что.

Атланты подпирают балкон отделения почтовой связи №9

Рядом с мурами, которые окружали город, стоит симпатичный дом связи, который сейчас делят между собой почта и укртелком.

Стадион "Розточчя"

А чуть дальше по улице находится один из главных муниципальных объектов города, спортивная гордость Жолквы - стадион "Розточчя".

Бывший дом товарищества "Сокол". Сейчас - кинотеатр в котором живет федерация футбола Жолковского района

Рядом со стадионом, в бывшем доме товарищества "Сокол", расположилась федерация футбола Жолковсого района. Кстати, с футболом в Жолковском районе всё серьезно. В федерацию входит пара десятков футбольных команд, которые гоняют мяч почти круглый год.

Синагога

Эхо ушедшего времени

Ну а теперь обойдем Вечевую площадь, где мы уже были, и пройдемся немного центром города. Недалеко от базара, который в современной Жолкве сместился с Рыночной площади на несколько кварталов севернее, находится старая еврейская синагога - сооружение доживает последние дни, но традиционная фундаментальная архитектура, как всегда, впечатляет и вызывает уважение.

Автостанция Жолква. Чистота и порядок. На заднем плане оборонная башня доминиканского монастыря

Автостанция. Посадочные платформы. Слева муры доминиканского монастыря

Рядом с синагогой находится автостанция, посадочные платформы которой растянулись вдоль стен доминиканского монастыря.

Угловая башня доминиканского монастыря. Сразу за башней - автостанция, у меня за спиной - территория школы

Именно здесь, в районе автостанции, и заканчивался город, здесь проходила северная граница старой Жолквы, о чём напоминает угловая оборонительная башня, которая сейчас отделяет двор школы №1 от территории монастыря.

Улица Львовская. Справа доминиканский монастырь

Фасад монастыря выходит на улицу Львовскую, поэтому, прогулявшись вдоль высокой монастырской стены, выйдем на площадь перед райадминистрацией, откуда и открывается наилучший вид на главное строение монастыря - доминиканский костёл.

Доминиканский монастырь. XVII век

Районный совет через дорогу от монастыря

Вот, в общих чертах, и вся Жолква. Последний мой маршрут на сегодня - прогулка по улице Львовской до объездного шоссе, где я планировал поймать автобус на Червоноград.

Улица Львовская

Улица Львовская, 7. Общеобразовательная школа №1

Прохожу мимо школы №1, за ней находится пожарная часть, а чуть дальше, через пару сотен метров, стоят ещё две церкви города - церковь Лазаря, которая почему-то совмещена с аптекой новострой - православный храм.

Аптека и церковь Лазаря

Опора линии электропередач

А чуть дальше, рядом со старой деревянной церковью Святой троицы, находится интересный исторический объект - электрическая опора образца 1933-го года.

Объездное шоссе

Минут через двадцать я на месте. Шоссе М 09, или просто - объездная дорога Жолквы. Ещё один транспортный терминал города, именно отсюда можно выехать на Червоноград или Сокаль транзитными автобусами, которые отправляются со Львова. Автобусы в Ковельском направлении едут один за другим наверное каждые 10 минут, поэтому изучать расписание движения нет нужды, единственный минус - останавливаются автобусы только на автобусной остановке, к которой нужно пройтись пару сотен метров в направлении села Сопишын.

сентябрь 2015