На главную Команда  | 
Виноградов УКР | РУС
Закарпатский городок Виноградов расположился почти на границе Украины с Румынией и Венгрией. К Румынии отсюда километров 5-6, а к Венгрии чуть больше - километров 15. Наиболее удобно ехать в Виноградов народным поездом номер 601 Львов - Солотвино. Поезд ездит каждый день и имеет очень удобное расписание движения - со Львова отправляется после восьми вечера и прибывает в Виноградов в 6 утра.

Виноградов

Ровно в 6.00 прибываем в Виноградов. Выпрыгнув из полупустого вагона, осматриваемся вокруг и провожаем взглядом последний вагон 601-го поезда, который поехал дальше на Солотвино. Красное Солнце медленно ползет вверх, подсвечивая Чорную гору возле подножья которой и расположился Виноградов.

Виноградово-Закарпатское

Виноградов просыпается медленно, не спеша. К семи утра не посчастливилось увидеть ни одной живой души, кроме продавщицы в круглосуточном продуктовом магазине не далеко от вокзала. Около семи на вокзале появился уборщик, который, энергично работая метлой, разговаривал со своим знакомым. Изо всех сил вслушиваясь в то, что они говорили друг другу, я не понял ни одного слова, и списав это на специфику местного закарпатского диалекта, оставил их и пошел дальше рассматривать привокзальную площадь. Позже, знакомясь с городом, выяснилось, что половина народа здесь говорит на венгерском языке, вторая половина - на смеси венгерского языка и западного диалекта украинского, в сумме получается взрывоопасная смесь понять которую, почти нереально.

Виноградов узкоколейный. ТУ2-034

Виноградов уникальная железнодорожная станция, здесь проложены колеи трех разных типов - 1520 мм, европейская 1435 мм и узкоколейная 750 мм. Виноградовская узкоколейка одна из трех функционирующих узкоколейных железных дорог Украины. Узкая колея находится с другой стороны вокзала. Пассажирское движение по ней довольно интенсивное, за день поезд делает четыре ходки по маршруту Виноградов - Хмельник.

Маневры

Рейс, который отправляется из Виноградова в 8.10 утра, едет через станцию Хмельник до городка Иршава. Этот рейс самый козырный, так поезд проезжает все, доступные рядовому пассажиру, станции закарпатской узкоколейки и на него удобно пересаживаться с 601-го поезда.
Заглянув в окошка кассы и не найдя там кассира, пошли усаживаться в поезд, наблюдая за маневрами ТУ2. Позже кассирша сама нас нашла, перед отправлением поезда она обходит вагоны с переносным кассовым аппаратом и продает билеты.

Вагон

Состав состоит из трех пассажирских вагонов и одного товарного. Товарный вагон не принципиально отличается от пассажирского, основное отличие - это заваренные окна. Вагончики немного затасканные, но в ходу.

Закарпатье

Покачиваясь со стороны в сторону, выезжаем из Виноградова. За окном в основном мелькают плантации кукурузы и какие-то тепличные хозяйства. Объезжая горный хребет, который торчит между Виноградовом и Иршавой, постепенно набираем скорость.

Остановка на станции Шаланки

На некоторых участках вагоном так кидает, что если стоять в тамбуре и нормально не держаться, то можно запросто вылететь в кусты через открытые входные двери. Кстати залёных зарослей вдоль путей здесь хватает. Когда я первый раз ехал Гайворонской узкоколейкой, то ветки, которые все время лезли в открытое окно и били по лбу, придавали поездке новых, практически экзотических ощущений. Но проезжая по закарпатской узкоколейке, по маршруту Виноградов - Хмельник - Иршава, иногда кажется, что поезд сейчас въедет в такие кусты, из которых состав из четырех вагонов и одного локомотива не сможет и выехать.

Станция Хмельник

Приблизительно один час езды с Виноградова и мы приезжаем на станцию Хмельник. Хмельник это небольшая станция посреди леса, несколько колей железной дороги, домик дежурного по станции и две собаки. По своей сути Хмельник является узловой станцией. Отсюда идет заржавелая узкая колея в городок Берегово, где расположено узкоколейное депо.

Станция Хмельник

На запасной колеи стоят пассажирские и грузовые вагоны, требующие ремонта. Теоретически их когда-то должны притащить на ремонт в Берегово, но дяденька кассир сказал, что в ближайшее время вряд ли кто-нибудь будет этим заниматься.

Ganz es Tarsa Budapesten 1898

В Хмельнику поезд стоит минут десять. За это время машинист с кассиром успевают посидеть на лавочке и поболтать с дежурным по станции. Мы же попробовали задобрить станционных псов, загодовывая их продуктовыми запасами, которые остались в рюкзаке. В Хмельнике было найдено несколько железнодорожных артефактов прошлого и позапрошлого столетия. Рельсы до этого времени переводятся стрелкой 1898-го года. А на самих рельсах стоит клеймо 1932-го года.

Станционный пес

Станционные собаки, обрадовавшись что увидели посреди леса поезд, решили срочно его облаять. Вероятно облаивание поезда у них здесь единственное развлечение. Скоростные характеристики собак оказались довольно мощными. Собаки не только лаяли, разогнавшись до крейсерской скорости нашего ТУ2, но еще и грызли на ходу подножку вагона.

Сельцо. Базар

После Хмельника проезжаем мимо семафора, спрятанного в деревьях и через несколько километров въезжаем в село с практически одноименным названием Сельцо. Въезд в Сельцо сопровождается целой серией длинных гудков тепловоза, которыми машинист разгоняет местных торговцев с рельс и просит дать дорогу поезду. Базар в деревне расположен точно на рельсах узкоколейки. Палатки и автомобили торговцы устанавливают с миллиметровой точностью впритык к поезду.

Сельцо. Базар

Еще 6 километров и мы в Иршаве. Иршава - конечная станция, дальше пассажирского да и наверное грузового движения нет. Когда-то Иршава была узловой станцией, отсюда шли две железнодорожные ветки на Каменку и Кушницу, сейчас эти ветки частично разобраны.

Иршава

Запасные колеи в Иршаве заставлены десятками грузовых платформ, даже перед вокзалом стоит несколько штук. Чуть дальше стоит снегоочистительный агрегат. Через Иршаву перевозился лес, который транспортировался сюда с лесозаготовок возле станции Кушница.

Иршава

Остановка в Иршаве ровно 10 минут. Пока ТУ2 переезжает в начало состава, мы успеваем выбежать с вагона, рассмотреть вокзал и быстро запрыгнуть назад в вагон.

Иршава - Виноградов

За окном опять виднеются сизые Карпаты, опять проезжаем через базар в Сельце. Опять станционные собаки на станции Хмельник энергично облаивают поезд. Два часа езды в шатком и абсолютно пустом вагоне и мы опять в Виноградове.

Виноградов

1 2