Районный центр Теребовля находится в 30 километрах на юг от Тернополя. Доехать сюда очень легко - с Тернополя на Теребовлю тянутся караваны транзитных автобусов, в которых всегда найдётся место любознательному путешественнику. Кроме того через город проходит железная дорога, построенная австрийцами в 1896 году. Железнодорожная инфраструктура юга Тернопольской области - это вообще отдельная тема для разговора - виадуки, мосты, невероятное количество кривых с постоянными перепадами высот, старые станционные здания, необычные вокзалы, одним словом, даже для человека далёкого от железной дороги здесь есть на что посмотреть.
|
Автостанция Теребовля
|
Я же приехал в Теребовлю автобусом и моё знакомство с городом началось с автовокзала, который представляет собой типичный пример инфраструктуры Советского Союза, которая строилась в середине 80-х годов в небольших райцентрах. Кстати, приблизительно так, как и автостанция в Теребовле, в то время выглядели и пункты приёма стеклотары - металлическая коробка и окошко для приёма посуды.
|
Теребовля
|
|
Улица Князя Василька
|
Современная Теребовля - небольшой симпатичный районный центр, с низким промышленным потенциалом и пакетом типичных экономических неурядиц, характерных для каждого провинциального города. Историческое же прошлое Теребовли довольно интересное. Достоверно известно, что в начале XI века Теребовля была столицей Теребовлянского княжества, которое позже стало частью княжества Галицкого. Правил Теребовлей князь Василько Ростиславович, которому в центре города в 1997 году был установлен памятник, его же именем названа и центральная улица Теребовли. Интересно, что князь изображен вместе с мальчиком поводырем - Василько был ослеплён во время борьбы за власть, но тем не менее остался на престоле.
|
Князь Василько
|
Главная архитектурная изюминка города - Теребовлянский замок. Первые оборонные укрепления в Теребовле появились в XIII веке. Через город проходил так называемый Кучманский торговый путь, по которому татары часто совершали набеги на территорию Украины, поэтому наличие замка было продиктовано условиями крайней необходимости.
|
Башня Теребовлянского замка
|
|
Вход на территорию замка
|
В начале XVII века, в связи с частыми набегами татар на Теребовлю, было принято решение - на месте старого, деревянного, возвести новый - каменный замок, строительство которого окончилось в 1632 году. Именно его мы сейчас и видим в Теребовле.
|
Дорожка к замку
|
|
Теребовля
|
Теребовлянский замок не плохо сохранился, сейчас он является частью национального заповедника "Замки тернополья". На холм к замку серпантином тянется дорожка - забравшись на самую верхушку, понимаешь, что место строительства оборонного сооружения было выбрано стратегически верно - подход к замку частично перекрывает река, а город виден как на ладони.
|
Улица Зазамче, 2. Магазин "Под замком"
|
Спускаемся с горы и идём в город. Экстравагантностью Теребовля вряд ли удивит, от города тянет лёгким духом провинциальности, но близость областного центра, интересная архитектура и наличие исторических памяток делают Теребовлю довольно таки привлекательным и уютным городком.
|
Монастырь и костёл кармелитов. 1635 год
|
Рядом с замком, за рекой Гнезной, находится ровесник Теребовлянского замка - бывший монастырь кармелитов. После распада Союза костёл был трансформирован в православную церковь. Блестящие купола на бывшем костёле и остроконечные башни по периметру монастыря, которые, очевидно, когда-то выполняли оборонную функцию, вместе смотрятся довольно специфично, я бы даже сказал - на любителя, такая смесь стилей не характерна для православной архитектуры.
|
Центр города. Слева Теребовлянское училище культуры, сразу за мостом через Гнезну - городская ратуша
|
Через дорогу от монастыря, по улице Шевченко, находится городская ратуша, которая, как ни странно, выполняет свои прямые обязанности - сейчас здесь располагается городской совет.
|
Ратуша
|
|
Ратуша
|
Центр Теребовли сосредоточен вдоль улицы Князя Василька, которая тянется через весь город - от автостанции и на юг до Плебановки, которая граничит с Теребовлей.
|
Николаевская церковь
|
Если вы приедете в Теребовлю автобусом из Тернополя, то первой архитектурной памяткой, которую увидите в городе, двигаясь от автостанции в центр - будет Николаевская церковь. Николаевская церковь, в том виде, в котором мы её сейчас видим, была построена в XVIII веке, хотя достоверно известно, что первая церковь на этом месте была построена в XVI веке. Изначально церковь строилась как оборонная, но современное блестящее убранство вряд ли подчеркнёт архитектурные особенности, характерные для построек такого типа.
|
Теребовля. Перекресток улиц Шевченко и Князя Василька
|
|
Дом по улице Князя Василька
|
Напротив церкви стоит довольно таки не типичный дом связи, построенный ещё при Союзе. Слева - по улице Шевченко, находится городское кладбище со старыми польскими могилами и мемориалом погибшим воинам. Здесь же, рядом с кладбищем, стоит краеведческий музей, а прямо тянется выложенная брусчаткой центральная улица города - улица Князя Василька.
|
Дом связи
|
|
Дом связи
|
В центре Теребовли, по улице Князя Василька, наиболее заметный дом украинского педагогического общества "Родная школа".
|
Дом украинского педагогического общества "Родная школа"
|
Рядом - довольно интересное здание районной библиотеки с памятником Ивану Франко, напротив - заброшенный дом общества "Сокол".
|
Памятник Ивану Франко возле районной библиотеки
|
Возле памятника князю Василько стоит огромный костёл Петра и Павла, который при Союзе был перестроен в дом культуры, что в общем-то заметно невооружённым взглядом.
|
Костел, 1928 год
|
|
Колоннада перед костелом
|
За костелом, в центре города, находится железнодорожная станция Теребовля, откуда я и выехал пригородным дизелем на Тернополь.
|
Вокзал Теребовля
|
|
Пригородный поезд Залещики - Тернополь
|
Железная дорога в Теребовле пользуется популярностью, движение пригородных поездов через город довольно интенсивное, да и вокзал находится в центре города, что значительно увеличивает пассажиропоток.
|