На главную Команда  | 
Теребовля УКР | РУС
Районный центр Теребовля находится в 30 километрах на юг от Тернополя. Доехать сюда очень легко - с Тернополя на Теребовлю тянутся караваны транзитных автобусов, в которых всегда найдётся место любознательному путешественнику. Кроме того через город проходит железная дорога, построенная австрийцами в 1896 году. Железнодорожная инфраструктура юга Тернопольской области - это вообще отдельная тема для разговора - виадуки, мосты, невероятное количество кривых с постоянными перепадами высот, старые станционные здания, необычные вокзалы, одним словом, даже для человека далёкого от железной дороги здесь есть на что посмотреть.

Автостанция Теребовля

Я же приехал в Теребовлю автобусом и моё знакомство с городом началось с автовокзала, который представляет собой типичный пример инфраструктуры Советского Союза, которая строилась в середине 80-х годов в небольших райцентрах. Кстати, приблизительно так, как и автостанция в Теребовле, в то время выглядели и пункты приёма стеклотары - металлическая коробка и окошко для приёма посуды.

Теребовля

Улица Князя Василька

Современная Теребовля - небольшой симпатичный районный центр, с низким промышленным потенциалом и пакетом типичных экономических неурядиц, характерных для каждого провинциального города. Историческое же прошлое Теребовли довольно интересное. Достоверно известно, что в начале XI века Теребовля была столицей Теребовлянского княжества, которое позже стало частью княжества Галицкого. Правил Теребовлей князь Василько Ростиславович, которому в центре города в 1997 году был установлен памятник, его же именем названа и центральная улица Теребовли. Интересно, что князь изображен вместе с мальчиком поводырем - Василько был ослеплён во время борьбы за власть, но тем не менее остался на престоле.

Князь Василько

Главная архитектурная изюминка города - Теребовлянский замок. Первые оборонные укрепления в Теребовле появились в XIII веке. Через город проходил так называемый Кучманский торговый путь, по которому татары часто совершали набеги на территорию Украины, поэтому наличие замка было продиктовано условиями крайней необходимости.

Башня Теребовлянского замка

Вход на территорию замка

В начале XVII века, в связи с частыми набегами татар на Теребовлю, было принято решение - на месте старого, деревянного, возвести новый - каменный замок, строительство которого окончилось в 1632 году. Именно его мы сейчас и видим в Теребовле.

Дорожка к замку

Теребовля

Теребовлянский замок не плохо сохранился, сейчас он является частью национального заповедника "Замки тернополья". На холм к замку серпантином тянется дорожка - забравшись на самую верхушку, понимаешь, что место строительства оборонного сооружения было выбрано стратегически верно - подход к замку частично перекрывает река, а город виден как на ладони.

Улица Зазамче, 2. Магазин "Под замком"

Спускаемся с горы и идём в город. Экстравагантностью Теребовля вряд ли удивит, от города тянет лёгким духом провинциальности, но близость областного центра, интересная архитектура и наличие исторических памяток делают Теребовлю довольно таки привлекательным и уютным городком.

Монастырь и костёл кармелитов. 1635 год

Рядом с замком, за рекой Гнезной, находится ровесник Теребовлянского замка - бывший монастырь кармелитов. После распада Союза костёл был трансформирован в православную церковь. Блестящие купола на бывшем костёле и остроконечные башни по периметру монастыря, которые, очевидно, когда-то выполняли оборонную функцию, вместе смотрятся довольно специфично, я бы даже сказал - на любителя, такая смесь стилей не характерна для православной архитектуры.

Центр города. Слева Теребовлянское училище культуры, сразу за мостом через Гнезну - городская ратуша

Через дорогу от монастыря, по улице Шевченко, находится городская ратуша, которая, как ни странно, выполняет свои прямые обязанности - сейчас здесь располагается городской совет.

Ратуша

Ратуша

Центр Теребовли сосредоточен вдоль улицы Князя Василька, которая тянется через весь город - от автостанции и на юг до Плебановки, которая граничит с Теребовлей.

Николаевская церковь

Если вы приедете в Теребовлю автобусом из Тернополя, то первой архитектурной памяткой, которую увидите в городе, двигаясь от автостанции в центр - будет Николаевская церковь. Николаевская церковь, в том виде, в котором мы её сейчас видим, была построена в XVIII веке, хотя достоверно известно, что первая церковь на этом месте была построена в XVI веке. Изначально церковь строилась как оборонная, но современное блестящее убранство вряд ли подчеркнёт архитектурные особенности, характерные для построек такого типа.

Теребовля. Перекресток улиц Шевченко и Князя Василька

Дом по улице Князя Василька

Напротив церкви стоит довольно таки не типичный дом связи, построенный ещё при Союзе. Слева - по улице Шевченко, находится городское кладбище со старыми польскими могилами и мемориалом погибшим воинам. Здесь же, рядом с кладбищем, стоит краеведческий музей, а прямо тянется выложенная брусчаткой центральная улица города - улица Князя Василька.

Дом связи

Дом связи

В центре Теребовли, по улице Князя Василька, наиболее заметный дом украинского педагогического общества "Родная школа".

Дом украинского педагогического общества "Родная школа"

Рядом - довольно интересное здание районной библиотеки с памятником Ивану Франко, напротив - заброшенный дом общества "Сокол".

Памятник Ивану Франко возле районной библиотеки

Возле памятника князю Василько стоит огромный костёл Петра и Павла, который при Союзе был перестроен в дом культуры, что в общем-то заметно невооружённым взглядом.

Костел, 1928 год

Колоннада перед костелом

За костелом, в центре города, находится железнодорожная станция Теребовля, откуда я и выехал пригородным дизелем на Тернополь.

Вокзал Теребовля

Пригородный поезд Залещики - Тернополь

Железная дорога в Теребовле пользуется популярностью, движение пригородных поездов через город довольно интенсивное, да и вокзал находится в центре города, что значительно увеличивает пассажиропоток.

июль 2014