Первый раз в Староконстантинове я побывал летом 2014-го - город оказался более интересным чем я ожидал, и через месяц, благодаря обстоятельствам, я приехал сюда ещё раз. Несмотря на большое количество архитектурных памяток, приклеить на Староконстантинов ярлык туристического города было бы не совсем корректно - невооружённым взглядом заметно, что при Союзе Староконстантинов уверенно трансформировался в город военных, параллельно развиваясь и как промышленный центр. Но интересное историческое и архитектурное достояние города всё таки притягивает к себе туристов. Через город проходит автомагистраль Житомир - Черновцы, благодаря которой транзитные путешественники, преодолевая мили из столицы Украины до Каменца-Подольского, часто делают в Староконстантинове остановку на отдых, открывая для себя местные places of interest.
|
Железнодорожный вокзал Староконстантинов II
|
В Староконстантинов я приехал утренним региональным дизелем из Винницы. Станция Староконстантинов-2, где останавливаются все пассажирские и региональные поезда, расположена в шести километрах от центра города, которые можно проехать или на такси, водители которых дежурят под вокзалом, или же подождать автобуса. Староконстантинов-2 не единственная железнодорожная станция города, на западной окраине есть станция Староконстантинов-1, где правда останавливаются только пригородные поезда Хмельницкий - Шепетовка.
|
Автобусная остановка возле железнодорожного вокзала. Ждем автобуса
|
Кстати, именно городской транспорт - первое, на что обращаешь внимание в Староконстантинове. Как правило, в небольших райцентрах он или совсем отсутствует, или представлен единичными автобусами в базарные дни. В Староконстантинове же транспорт - это упорядоченная во времени и пространстве система перевозок. Если я правильно понял, в городе 10 автобусных маршрутов, интервал движения автобусов - около получаса, расписание и схема маршрутов прицеплена почти на каждой остановке, что неплохо помогает сориентироваться на местности.
|
Центр города. Перекресток улиц Острожского и Грушевского
|
|
Бывший универмаг
|
Пятнадцать минут в забитом в мясо ПАЗ-е - и я в центре Староконстантинова. Условным центром города можно считать перекресток улиц Острожского и Грушевского, где меня и высадил автобус.
|
Автовокзал
|
Рядом типовое советское здание автовокзала. В расписании движения автобусов маршруты преимущественно в пределах области, дальнобойных, междугородних рейсов не много - по несколько штук до Луцка, Ровного и Житомира.
|
Улица Грушевского. Стилизация под старину
|
Немного географии. По площади Староконстантинов довольно большой - город растянут с востока на запад более чем на шесть километров. Но центральная, и одновременно историческая часть города, компактная, и втиснулась между руслом речек Икопоть и Случь, которые протекают через город. На берегу Случа и находится главная архитектурная памятка города - замок князя Острожского.
|
Князь Василий-Константин Острожский
|
Современный Староконстантинов появился на карте благодаря именно князю Василию-Константину Острожскому - одному из влиятельнейших политических деятелей своего времени. В средине XVI века Василий-Константин Острожский, будучи человеком далеко не бедным, покупает село Колищенцы, и получив от польского короля Сигизмунда-Августа грамоту на основание города, начинает строительство замка, вокруг которого и расстраивается новый город - Константинов, который через сто лет будет переименован на Староконстантинов. Кстати, по улице Грушевского, почти на выезде из города, благодарными потомками была установлена оригинальная ротонда с бюстом основателю Староконстантинова, на стенах которой можно прочитать историю города - от основания и до наших дней.
|
Река Икопоть
|
Итак оставляем позади автовокзал и двигаемся улицей Грушевского к рынку, который растянулся на пару сотен метров по обоих берегах речки Икопоть.
|
Замок князя Острожского
|
На берегу Икопоти, окруженный мешками с картошкой и луком, стоит указатель, который показывает направление к замку Острожского.
|
Набережная
|
|
Жители набережной
|
Поворачиваем направо на набережную речки Икопоть. Эффектные металлические чудища, изготовленные из металлолома и обрезков труб, превратили набережную на местную туристическую изюминку.
|
Жители набережной
|
|
Жители набережной
|
Рядом с набережной расположен городской пляж. Летом, кроме рыбаков, здесь всегда полно отдыхающих - как местных, так и приезжих, которые постоянно фотографируются с местными сказочными существами.
|
Мельница на противоположном берегу реки по улице Чкалова. 1905 год
|
Ну и наконец-то гвоздь программы, основная архитектурная памятка города - замок князя Василия-Константина Острожского.
|
Территория замка
|
Замок в Староконстантинове, который стал одной из резиденций князя Острожского, строился поэтапно десять лет - с 1561 по 1571 год.
|
Замок князя Острожского
|
Из всех замковых башен, которых, вероятно, было пять штук, до наших дней устояла только одна, которая после реставрации стала настоящим украшением замка.
|
Башня замка
|
С северной стороны к замку пристроена церковь, которая архитектурно является его неотъемлемой составной частью. Церковь действующая, но административно отделена от замка и функционирует автономно.
|
Замковая церковь
|
Ещё одно грандиозное сооружение на территории замка Острожского - въездные ворота, которые выполняли функцию контрольно-пропускного и оборонного поста со стороны города. Учитывая место расположения замка, который с трех сторон окружен водой - попасть к нему по суше можно было лишь через ворота.
|
Въездные ворота
|
|
Улица Замковая
|
Оставляем территорию бывшей резиденции князя Острожского и улицей Замковой, которая тянется вдоль корпусов швейной фабрики, возвращаемся в центр города.
|
Оборонительная башня. XVII век
|
Очередное фундаментальное архитектурное сооружение Староконстантинова - оборонная башня, которая, вместе с расположенным рядом доминиканским костелом, была частью фортификационных укреплений города. Оборонная башня - своеобразная визитка Староконстантинова, её, как навигационный маяк на берегу Случа, сразу замечаешь при въезде в город со стороны Хмельницкого.
|
Обронная башня
|
Башня, вместе с костелом, который входил в состав монастыря доминиканцев, была построена в XVII веке на берегу реки Случь, недалеко от замка Острожского.
|
Остатки костела
|
Башня, учитывая свое фортификационное назначение, выстояла, пережив все вооруженные конфликты за последние четыре сотни лет и выглядит неплохо, а вот костел дожил до наших дней только в виде руин.
|
Староконстантинов
|
Ну и напоследок пройдемся центром Староконстантинова, который растянулся вдоль улиц Острожского и Мира на запад от старого города.
|
Улица Острожского
|
|
Памятка истории. Административное здание, конец XIX века
|
Без привязки к историческим и архитектурным памяткам, которые в значительной мере изменяют внешность любого населённого пункта, Староконстантинов оказался довольно таки симпатичным городом.
|
Костел ордена Капуцинов. 1754-1778 год
|
Застройка в центре классическая - двух и пятиэтажные дома советского периода. Самая заметная архитектурная памятка по улице Острожского - бывший костел капуцинов, который уцелел после войны с религией, только благодаря тому, что был трансформирован в дом культуры.
|
Мемориал славы
|
|
Мемориал жертвам голодомора
|
Через дорогу от костёла расположен мемориал славы, а чуть дальше, напротив городского парка, находится мемориал жертвам голодомора.
|
Гарнизонный дом офицеров
|
Ну а дальше начинается территория военного городка, который растянулся по западной окраине города вдоль улиц Мира, Франка и Попова. Военные части в Староконстантинове впервые были расквартированы ещё во времена царской России во время отечественной войны 1812 года. При Советском Союзе в городе базировались 22 военных части разного рода войск. После провозглашения независимости, несмотря на то, что количество военных в городе значительно сократилось, был построен новый военный городок, который стал специфической визитной картой Староконстантинова.
|