На главную Команда  | 
Староконстантинов УКР | РУС
Первый раз в Староконстантинове я побывал летом 2014-го - город оказался более интересным чем я ожидал, и через месяц, благодаря обстоятельствам, я приехал сюда ещё раз. Несмотря на большое количество архитектурных памяток, приклеить на Староконстантинов ярлык туристического города было бы не совсем корректно - невооружённым взглядом заметно, что при Союзе Староконстантинов уверенно трансформировался в город военных, параллельно развиваясь и как промышленный центр. Но интересное историческое и архитектурное достояние города всё таки притягивает к себе туристов. Через город проходит автомагистраль Житомир - Черновцы, благодаря которой транзитные путешественники, преодолевая мили из столицы Украины до Каменца-Подольского, часто делают в Староконстантинове остановку на отдых, открывая для себя местные places of interest.

Железнодорожный вокзал Староконстантинов II

В Староконстантинов я приехал утренним региональным дизелем из Винницы. Станция Староконстантинов-2, где останавливаются все пассажирские и региональные поезда, расположена в шести километрах от центра города, которые можно проехать или на такси, водители которых дежурят под вокзалом, или же подождать автобуса. Староконстантинов-2 не единственная железнодорожная станция города, на западной окраине есть станция Староконстантинов-1, где правда останавливаются только пригородные поезда Хмельницкий - Шепетовка.

Автобусная остановка возле железнодорожного вокзала. Ждем автобуса

Кстати, именно городской транспорт - первое, на что обращаешь внимание в Староконстантинове. Как правило, в небольших райцентрах он или совсем отсутствует, или представлен единичными автобусами в базарные дни. В Староконстантинове же транспорт - это упорядоченная во времени и пространстве система перевозок. Если я правильно понял, в городе 10 автобусных маршрутов, интервал движения автобусов - около получаса, расписание и схема маршрутов прицеплена почти на каждой остановке, что неплохо помогает сориентироваться на местности.

Центр города. Перекресток улиц Острожского и Грушевского

Бывший универмаг

Пятнадцать минут в забитом в мясо ПАЗ-е - и я в центре Староконстантинова. Условным центром города можно считать перекресток улиц Острожского и Грушевского, где меня и высадил автобус.

Автовокзал

Рядом типовое советское здание автовокзала. В расписании движения автобусов маршруты преимущественно в пределах области, дальнобойных, междугородних рейсов не много - по несколько штук до Луцка, Ровного и Житомира.

Улица Грушевского. Стилизация под старину

Немного географии. По площади Староконстантинов довольно большой - город растянут с востока на запад более чем на шесть километров. Но центральная, и одновременно историческая часть города, компактная, и втиснулась между руслом речек Икопоть и Случь, которые протекают через город. На берегу Случа и находится главная архитектурная памятка города - замок князя Острожского.

Князь Василий-Константин Острожский

Современный Староконстантинов появился на карте благодаря именно князю Василию-Константину Острожскому - одному из влиятельнейших политических деятелей своего времени. В средине XVI века Василий-Константин Острожский, будучи человеком далеко не бедным, покупает село Колищенцы, и получив от польского короля Сигизмунда-Августа грамоту на основание города, начинает строительство замка, вокруг которого и расстраивается новый город - Константинов, который через сто лет будет переименован на Староконстантинов. Кстати, по улице Грушевского, почти на выезде из города, благодарными потомками была установлена оригинальная ротонда с бюстом основателю Староконстантинова, на стенах которой можно прочитать историю города - от основания и до наших дней.

Река Икопоть

Итак оставляем позади автовокзал и двигаемся улицей Грушевского к рынку, который растянулся на пару сотен метров по обоих берегах речки Икопоть.

Замок князя Острожского

На берегу Икопоти, окруженный мешками с картошкой и луком, стоит указатель, который показывает направление к замку Острожского.

Набережная

Жители набережной

Поворачиваем направо на набережную речки Икопоть. Эффектные металлические чудища, изготовленные из металлолома и обрезков труб, превратили набережную на местную туристическую изюминку.

Жители набережной

Жители набережной

Рядом с набережной расположен городской пляж. Летом, кроме рыбаков, здесь всегда полно отдыхающих - как местных, так и приезжих, которые постоянно фотографируются с местными сказочными существами.

Мельница на противоположном берегу реки по улице Чкалова. 1905 год

Ну и наконец-то гвоздь программы, основная архитектурная памятка города - замок князя Василия-Константина Острожского.

Территория замка

Замок в Староконстантинове, который стал одной из резиденций князя Острожского, строился поэтапно десять лет - с 1561 по 1571 год.

Замок князя Острожского

Из всех замковых башен, которых, вероятно, было пять штук, до наших дней устояла только одна, которая после реставрации стала настоящим украшением замка.

Башня замка

С северной стороны к замку пристроена церковь, которая архитектурно является его неотъемлемой составной частью. Церковь действующая, но административно отделена от замка и функционирует автономно.

Замковая церковь

Ещё одно грандиозное сооружение на территории замка Острожского - въездные ворота, которые выполняли функцию контрольно-пропускного и оборонного поста со стороны города. Учитывая место расположения замка, который с трех сторон окружен водой - попасть к нему по суше можно было лишь через ворота.

Въездные ворота

Улица Замковая

Оставляем территорию бывшей резиденции князя Острожского и улицей Замковой, которая тянется вдоль корпусов швейной фабрики, возвращаемся в центр города.

Оборонительная башня. XVII век

Очередное фундаментальное архитектурное сооружение Староконстантинова - оборонная башня, которая, вместе с расположенным рядом доминиканским костелом, была частью фортификационных укреплений города. Оборонная башня - своеобразная визитка Староконстантинова, её, как навигационный маяк на берегу Случа, сразу замечаешь при въезде в город со стороны Хмельницкого.

Обронная башня

Башня, вместе с костелом, который входил в состав монастыря доминиканцев, была построена в XVII веке на берегу реки Случь, недалеко от замка Острожского.

Остатки костела

Башня, учитывая свое фортификационное назначение, выстояла, пережив все вооруженные конфликты за последние четыре сотни лет и выглядит неплохо, а вот костел дожил до наших дней только в виде руин.

Староконстантинов

Ну и напоследок пройдемся центром Староконстантинова, который растянулся вдоль улиц Острожского и Мира на запад от старого города.

Улица Острожского

Памятка истории. Административное здание, конец XIX века

Без привязки к историческим и архитектурным памяткам, которые в значительной мере изменяют внешность любого населённого пункта, Староконстантинов оказался довольно таки симпатичным городом.

Костел ордена Капуцинов. 1754-1778 год

Застройка в центре классическая - двух и пятиэтажные дома советского периода. Самая заметная архитектурная памятка по улице Острожского - бывший костел капуцинов, который уцелел после войны с религией, только благодаря тому, что был трансформирован в дом культуры.

Мемориал славы

Мемориал жертвам голодомора

Через дорогу от костёла расположен мемориал славы, а чуть дальше, напротив городского парка, находится мемориал жертвам голодомора.

Гарнизонный дом офицеров

Ну а дальше начинается территория военного городка, который растянулся по западной окраине города вдоль улиц Мира, Франка и Попова. Военные части в Староконстантинове впервые были расквартированы ещё во времена царской России во время отечественной войны 1812 года. При Советском Союзе в городе базировались 22 военных части разного рода войск. После провозглашения независимости, несмотря на то, что количество военных в городе значительно сократилось, был построен новый военный городок, который стал специфической визитной картой Староконстантинова.

лето 2014