|
Фильм снят на пленке Шосткинского производственного объединения СВЕМА
|
Шостка - типичный советский промышленный город образца 60-х годов. После распада Союза аутентичный советский вид улиц не изменила ни уличная реклама ни современные супермаркеты, которые повырастали на месте старых универсамов. Ценных, с исторической точки зрения, архитектурных памяток в Шостке нет, поэтому вероятность встретить в городе туриста с рюкзаком за плечами стремится к нолю. Но город безусловно интересный и однозначно достоин внимания.
|
Шостка. Железнодорожный вокзал
|
Начнём с транспорта. Железнодорожный вокзал и автостанция в Шостке находятся рядом и расположены точно в центре города. Железнодорожное сообщение с Шосткой, с небольшой натяжкой, можно считать нормальным - кроме прямого поезда на Киев здесь ещё ездит пригородный дизелёк Терещенская - Семеновка. Междугороднее автобусное сообщение представлено в основном маршрутами на Сумы.
|
Шостка. Автостанция
|
Ещё один важный для Шостки транспортный узел - железнодорожная станция Терещенская, которая находится в посёлке Воронеж, в десяти километрах от города. Здесь уже можно поймать транзитный поезд на Москву или выехать в западном направлении - на Винницу или Львов. Интервал движения автобусов на Станцию Терещенская - что-то около часа.
|
Свема
|
Современная история Шостки началась в 30-х годах прошлого века. В 1931 году в городе начинается строительство первой в Советском Союзе фабрики по производству киноплёнки, которая полностью изменит жизнь Шостки на протяжении следующих 60-ти лет. В 1959 году на предприятии вводятся в эксплуатацию новые цеха и до середины 70-х годов Шосткинский химзавод разрастается до крупнейшего химического предприятия Европы. В 1975 году на базе химзавода создается производственное объединение Свема (СВЕточуствительные МАтериалы), которое объединяет завод по производству желатина и 8 предприятий на которых в сумме работало 14 тысяч человек. На объединении Свема производилось несколько сотен видов позитивной и негативной киноплёнки, десятки типов магнитной ленты как для записи звука так и для вычислительной техники, здесь же собирались советские компакт кассеты марки "МК". Свема имела собственную техническую базу, где изготавливалось узкоспециализированное оборудование, упаковка и полиграфическая продукция.
|
Цех №81
|
В начале 90-х годов у Свемы начались первые проблемы - после распада Союза Украинский рынок быстро заполнила импортная продукция, главным преимуществом которой было качество и доступность - не секрет, что купить импортную аудио кассету в Советском Союзе можно было только с рук за сумасшедшие деньги, а МК-60 появлялись в магазинах очень редко, да и качество их было не таким уж и суперским.
|
Промзона
|
Начиная с середины 90-х страна постепенно переходит на цифровые аудио носители, а бытовая киноплёнка быстро вытесняется видео кассетами формата VHS. Киностудии стран бывшего Советского Союза постепенно переходят на более качественные импортные носители информации и отказываются от Шосткинской профессиональной киноплёнки, поэтому до конца 1990-х годов производство продукции на Свеме останавливается. На сегодняшний день от Свемы осталась огромная промышленная площадка, площадью 326 гектаров. Единственное действующее предприятие, которое расположено на территории бывшего завода - Шосткинская ТЭЦ, которая была введена в эксплуатацию в 1956 году и до сих пор остается главным поставщиком электроэнергии в городе.
|
Шостка. Центр города
|
Оставим промзону и пройдемся в центр города. Первое, что бросается в глаза - жилые дома. Шостка - это музей советской архитектуры, в котором можно увидеть всё, начиная от сталинских двухэтажек и заканчивая классическими девятиэтажными домами из силикатного кирпича.
|
Улиця Карла Маркса
|
В 1960-х годах центр города застраивается помпезными мнгоэтажками в характерном для того времени советском индустриальном стиле.
|
Центр города. Классика советской архитектуры
|
|
Дом по улице Депутатской
|
Одна из центровых площадей города - площадь 70-летия октября. Рядом с площадью находится парк имени Жданова с домом культуры химзавода, переименованным в центр эстетического воспитания.
|
Памятник на площади 70-летия октября
|
|
Жилой дом
|
Через дорогу от парка находится лицей №2 - очень оригинальный, хотя и типичный, проект учебного заведения, построен ориентировочно в середине 60-х годов.
|
Специализированная школа I-II ступеней - лицей
|
|
Лицей
|
Помпезная фундаментальная архитектура характерна для Шостки, ещё один представитель которой - школа №9.
|
Шостка. Общеобразовательная школа №9
|
|
Шостка. Общеобразовательная школа №9
|
Вернёмся в центр города. Центр Шостки очень просторный. Отрезок улицы Ленина, вдоль которого расположены основные административные здания и конечно же памятник Ленину, больше напоминает собой футбольное поле чем улицу - Шостка застраивалась с явным запасом свободного пространства.
|
Центр города. Памятник Ленину
|
|
Кинотеатр "Родина"
|
Ещё один приятный момент, который отметил для себя - на лицах Шостки очень много деревьев. Город просто утопает в зелени. Кроме того в центре города находятся два больших парка - имени Жданова и Карла Маркса.
|
Дворец культуры Шосткинского завода "Звезда" в парке имени Карла Маркса
|
Рядом с парком имени Карла Маркса, на территории краеведческого музея, выставлена экспозиция боевой техники, наиболее интересные экземпляры которой - танк Т-80 с газотурбинной силовой установкой и самоходная артиллерийская установка "Пион" 2С7.
|
Самоходная артиллерийская установка "Пион" 2С7
|
|
Выставка боевой техники
|
Шостка - город довольно таки большой по площади и обойти за день все улицы нелегко, поэтому прогулявшись в основном центральной частью, двигаюсь назад к вокзалу.
|
Шостка
|
На восток и на запад от центра города тянутся жилые массивы, застроенные в основном однотипными девятиэтажными коробками.
|
Шостка
|
|
Шостка
|
Южная же часть города, которая условно отделена от северной железной дорогой, застроена традиционными для Сумской области частными домами, огражденными высокими деревянными заборами с огромными воротами - строительные лесоматериалы в Сумской области значительно дешевле кирпича, поэтому для приезжих из центральной Украины такие дома всегда будут экзотикой.
|
Пригородный поезд Терещенская - Семеновка
|
Вечереет, я возвращаюсь к железнодорожному вокзалу - скоро будет отправляться пригородный поезд на Терещенскую, на который хотелось бы успеть. Всё, что я увидел за день - далеко не вся Шостка, но зарядиться впечатлениями и ощутить чем живёт город безусловно удалось.
|