Городок Рахов расположен в долине реки Тисы, в высокогорной части Карпат между Черногорским и Свидовецким горными массивами. Административно Рахов относится к Закарпатской области, но исторически и транспортно город всегда был ближе к Ивано-Франковщине.
|
Карпаты
|
Железнодорожная ветка Сигет - Ясиня, которая в 1895 году соединила Рахов с Ивано-Франковском, на сегодняшний день является одной из главных транспортных магистралей региона. Позже было проложено автомобильное шоссе, которое, учитывая сложный рельеф местности, протянулось от Рахова до Ивано-Франковска параллельно железной дороге, и только на Яблуницком перевале автомобильная дорога идёт строго на север, а железная дорога делает крутую петлю и ныряет в тоннель под горами в направлении Ворохты.
|
Железнодорожный вокзал Рахов
|
|
Железнодорожный вокзал Рахов
|
Движение поездов по Рахову не очень интенсивное - станция тупиковая и грандиозного пассажиропотока здесь нет. Но в зимнюю пору и весной во время оттепели, когда автобусное сообщение замирает на неопределённое время, поезд становится единственным транспортным средством, которым можно куда-то выехать через Заснеженные Карпаты.
|
Поезд Киев - Рахов. Подготовка тепловоза в обратную дорогу
|
Рахов конечная станция на этой железнодорожной ветке, дальше на юг, в сторону Румынии, тянутся ржавые рельсы до станции Берлебаш, где ни пассажирского, ни грузового движения уже давно нет, а были времена, когда из Рахова можно было уехать пригородным дизелем в Румынский Сигет, но нет ничего вечного...
|
Железнодорожная станция Рахов
|
Поезд номер 457 Киев - Рахов, которым я выехал ночью из Тернополя, прибыл с небольшим опозданием около одиннадцати часов дня. Сама поездка через Карпаты заслуживает отдельного разговора, только настоящий мастер слова способен подобрать эпитеты, чтобы описать те фантастические виды, которые проплывают за окном вагона - без всякого сомнения в Рахов стоит съездить только для того, чтобы увидеть Карпаты.
|
Автостанция Рахов
|
Железнодорожный вокзал в городе около пяти лет пребывал в состоянии перманентного ремонта, в окончание которого уже никто и не верил, но 2014-й год стал для Рахова годом сюрпризов, и вокзал, пережив реинкарнацию, превратился из руины в симпатичное здание вокзала.
|
Мост через Тису
|
На привокзальной площади, через дорогу от железнодорожного вокзала, расположена автостанция - очень людное место, особенно в сезон наплыва туристов. Переходим по мосту через Тису и попадаем в центр города.
|
Мост через Тису. Вид на Железнодорожный вокзал и на юго-восточную, горную часть города
|
Центр Рахова очень компактный - вся городская инфраструктура помещается на улице Мира, которая несколько километров тянется узкой лентой параллельно руслу Тисы. Но центр города это лишь верхушка айсберга - большая часть территории Рахова расползается по склонах гор, образовывая, если говорить языком топографии, так называемую рассредоточенную застройку - гуцулы спокон веков жили в горах, строя усадьбы, или по местному - гражды, далеко друг от друга, и не в последнюю очередь благодаря специфике ведения хозяйства, поэтому одинокие дома на верхушке горы - здесь норма. Едва ли не у каждого жителя Карпат главным помощником в хозяйстве является полноприводный УАЗ, или ГАЗ-66 - без нормального автомобиля заехать к себе домой, или по делах в соседнее село, иногда есть большой проблемой, особенно весной, или зимой.
|
Католический костел. 1822 год
|
Одно из старейших и наиболее заметных зданий в центре Рахова - католический костел начала XIX века. Рядом с ним в 1991 году, сразу после провозглашения независимости, была построена православная церковь.
|
Православная церковь. 1991 год
|
Здесь же, между церковью и костелом, втиснулся районный дом культуры, рядом с которым стоит памятник активному политическому деятелю и Закарпатскому партизану - Олексе Борканюку.
|
Районный дом культуры
|
|
Центр города
|
Экзотичностью архитектуры Рахов не впечатляет, но, тем не менее, город очень приятный и не в последнюю очередь благодаря гуцульской самобытности.
|
Вас приветствует Рахов
|
Старых зданий в городе, к сожалению немного, но кое-где можно встретить дома Чехословацкого периода.
|
Улица Мира
|
|
Улица Мира
|
При Союзе, с целью улучшения курортного потенциала, в Рахове было построено много кафетериев и отелей, которые, на радость старшему поколению, ярко контрастируют с новостроями и приятно радуют взгляд ностальгическими советскими названиями.
|
Кафе Эдельвейс
|
|
Универмаг Трембита
|
В центре города, рядом с кафе "Кооператор", которое расположилось на первом этаже пятиэтажки, стоит бронзовая скульптура гуцула, одетого в народную одежу и с топориком в руке - гуцулы спокон веков были лесорубами... Несмотря на местный диалект, надпись внизу понимаешь интуитивно. По идее очень сильный памятник, который является символом решительной самоопределенности и, присущей каждому гуцулу, гордости за свой этнос.
|
Знаймо - хто' смо
|
Оставим шумный центр города, где кипит жизнь, и пройдемся второстепенными улицами, где царит абсолютная тишина и покой.
|
Улица Тараса Шевченко
|
|
Рахов
|
Интересной архитектуры, которая приманивала бы приезжих, в Рахове нет, поэтому туристы кучкуются в основном в центре, ближе к магазинам, отелям и кафе - да и приезжают сюда, в общем-то, не ради местной архитектуры, а только ради Карпат...
|
Греко-католическая церковь по улице Шевченко
|
Уже на расстоянии нескольких сотен метров от центра Рахов напоминает собой обычное село, с характерными закарпатскими домами и тихими улицами, покой которых время от времени всё же нарушают прохожие туристы с рюкзаками за спиной, которые возвращаются с похода в свой отель или спешат на последний на сегодня пригородный дизель на Ивано-Франковск.
|
Гастроном не далеко от вокзала
|
Кстати пригородных поездов в Рахове всего лишь две пары на день - на Франковск и на Коломыю. А так как сегодня вечером я обязательно должен быть в Ивано-Франковске, то по быстрому обедаю в уже знакомом кафе "Кооператор" в центре города и бегу на железнодорожный вокзал.
|
Пригородный поезд Рахов - Ивано-Франковск
|
Ехать автобусом через Карпаты не очень интересно. Совсем другое дело - поезд. Закопченный дизель, скрипучие лавочки в салоне вагона, людей совсем не много - большинство пассажиров подсядут в Ясине, Ворохте, Яремче... А сейчас, пока вагон почти пустой, а поезд не спеша ползет со скоростью пешехода, прилипаю к окну, наслаждаясь фантастическими видами Карпат...
|