Поездка в Кременчуг - давняя моя мечта, чем-то привлекал меня этот город, каждый год я составлял новый маршрут на Кременчуг, но каждый раз какие-то более важные дела оттягивали дату выезда. Знакомые с Кременчуга утверждали, что смотреть в их городе особенно то и не на что, то же самое говорили и путеводители Полтавской области, давая в ответ лишь короткий список уцелевших после войны домов местных фабрикантов. Забегу немного наперед и скажу, что действительность оказалась значительно интересней - Кременчуг настоящий музей советской архитектуры под открытым небом, который удивляет лучшими образцами послевоенной архитектуры периода 1949-1960-х годов. Также в городе много зданий начала XX века, на которые постоянно натыкаешься гуляя улицами в центре города.
|
Утро. Железнодорожный вокзал Кременчуга
|
Так исторически сложилось, что транспортно Кременчуг завязан на восточные и северные регионы страны, поэтому приехать сюда в удобное время не только с запада, но и с соседней Черкасской области не так уж и легко. Надежду нормально приехать в Кременчуг похоронила отмена прямого поезда Львов - Кременчуг, который исчез из расписания после очередной оптимизации графика движения поездов, которая должна была сократить эксплуатационные издержки железной дороги. Но 2014-й год стал годом сюрпризов и, после нескольколетнего перерыва, в кассах железнодорожных вокзалов опять начали продавать билеты на назначенный в качестве эксперимента и изучения спроса пассажиров поезд номер 577 Львов - Кременчуг. Поэтому я решил больше не испытывать судьбу и в последние тёплые дни октября поехал на Кременчуг.
|
Крюков. Улица Приходько, справа дом Алисова
|
Поезд прибыл в 6.30 утра, небо ещё только серело, и чтобы не терять драгоценное время, ожидая восхода Солнца, я отправился на правый берег Днепра, посмотреть на Крюков и встретить на мосту через Днепр начало нового дня.
|
Крюковский мост
|
|
Крюковский мост
|
Крюковский район расположен на правом и частично на левом берегу Днепра. Крюков - спальный и промышленный район города одновременно. Здесь расположены три крупнейших предприятия Кременчуга - Крюковский вагоностроительный завод, Кременчугский сталелитейный и Кременчугский завод дорожных машин. Застроен Крюков преимущественно невысокими трех и пятиэтажными домами, которые, с точки зрения приезжего туриста, выглядят довольно симпатично по сравнению с урбанизированными девятиэтажными кварталами мегаполисов.
|
Крюков. Улица Приходько
|
Долго Крюков был отдельным населённым пунктом, но в 1928 году административно вошел в состав Кременчуга. С архитектурной точки зрения Крюков и Кременчуг идентичны - та же самая послевоенная архитектура, те же самые дореволюционные дома, которые постоянно встречаешь, прогуливаясь улицами. Но Крюков выглядит значительно провинциальнее на фоне помпезных сталинских зданий, которые доминируют в центре города.
|
Приходько, 43. Дом купца Чуркина Григория Еремеевича, 1902 год
|
Самая известная архитектурная памятка Крюкова - клуб имени Ивана Федоровича Котлова. Построен в 1927 году по решению работников вагоностроительного завода и считается первым рабочим клубом Украины. Клуб назван именем Кременчугского революционера Ивана Котлова, которому, с противоположной стороны улицы, в сквере, был установлен памятник.
|
Клуб имени Ивана Федоровича Котлова
|
Не далеко от клуба Котлова находится Крюковский железнодорожный вокзал. Большинство пассажирских поездов проезжают Крюков без остановки, поэтому вокзал обслуживает в основном пригородные дизель-поезда и электрички.
|
Железнодорожный вокзал Крюков на Днепре
|
Железнодорожная станция Крюков на Днепре была построена в конце XIX века, поэтому, если проявить любознательность и пройтись вдоль рельс - не далеко от вокзала можно увидеть несколько старых станционных строений.
|
Кременчуг
|
Оставляем Крюков и переходим на левый берег. Кременчуг - царство так называемого Сталинского ампира, характерного для послевоенного периода архитектурного стиля, монументальность которого придавала уверенности в завтрашнем дне стране, которая восстанавливалась после войны.
|
Кременчуг
|
|
Кременчуг, 1952 год
|
В 1943 году, после освобождения Кременчуга от фашистов, центр города представлял собой сплошные руины, поэтому большинство домов вдоль центральных улиц города были построены в период с 1949-го по 1960-й год, уцелели лишь некоторые здания.
|
Дом на перекрестке улиц Ленина и Гагарина
|
Заметно, что в последние годы на улицах Кременчуга, между старых домов, вырастают современные супермаркеты со стеклянными полупрозрачными фасадами и яркими витринами, которые немного искажают единый послевоенный стиль Кременчугских улиц, но в целом город, а особенно центр, выглядит превосходно - на так уж и много на Украине городов застроенных а едином архитектурном стиле.
|
Улица Ленина
|
Немного географии. Левобережный, или, говоря административным языком - Автозаводской район Кременчуга, расположен на левом берегу Днепра, по площади Автозаводской район почти такой же как и Крюков, но растянут с севера на юг более чем на 8 километров. Крупнейший промышленный гигант, который и дал название району - Кременчугский автомобильный завод, который больше известный под аббревиатурой КрАЗ.
|
Проспект Октябрьский
|
Непосредственно центр Кременчуга довольно компактный и растянут вдоль улицы Ленина, которая начинается возле парка МЮДа, расположенного недалеко от железнодорожного вокзала, и заканчивается площадью Победы, в центре которой в 1971 году, был установлен 14-метровый памятник Владимиру Ленину. Но нет ничего вечного, и в феврале 2014 года, на революционной волне патриотизма и ненависти к пережиткам прошлого, Владимир Ильич, как и тысячи других памятников Ленину по всей стране, был сброшен со своего престола, чем и ознаменовал для страны начало новой жизни без "совка", Ленина и компартии.
|
Площадь Победы
|
До революции 1917 года площадь Победы была площадью Соборной, периметр которой очерчивал Успенский собор - одна из наиболее величественных архитектурных памяток Кременчуга, которая к сожалению не устояла до наших дней и осталась живой лишь на старых открытках начала XX века. Современная же площадь Победы, несмотря на её давнюю историю и статус главной площади города, выглядит довольно таки по советски - слева здание городского совета, в центре 14-метровая фигура Ленина, а справа отель "Кремень", который вряд ли удивит своей архитектурной изысканностью.
|
Здание бывшего государственного банка, 1900 год
|
Из всех домов, расположенных по периметру площади Победы, в глаза сразу бросаются два здания, которые отличаются особенной архитектурой - дом бывшего государственного банка и бывший дом Кременчугского уездного земства, который прячется в кронах деревьев немного в стороне от площади, сразу за отелем "Кремень".
|
Здание Кременчугского уездного земства, 1910 год
|
Дальше за площадью начинается парк, который тянется несколько километров вдоль Днепра. Приднепровский парк - не просто прекрасное место для отдыха, но и место сбора местных рыбаков, которые съезжаются со всего Кременчуга к бывшему морвокзалу порыбачить и потешить друг друга рыбацкими баснями.
|
Бывший летний кинотеатр в парке
|
Кстати, где-то в этом районе, вдоль улицы Октябрьской, до революции был огромный рыбный базар, где кроме местной Днепровской рыбы, можно было купить даже привозную - Одесскую и Крымскую.
|
Городской парк культуры и отдыха "Приднепровский". Набережная
|
|
Днепр
|
Рядом с морвокзалом находится так называемый "гранитный репер" - довольно интересная памятка природы, которая представляет собой выходы гранита на берегу Днепра, которые датируются докембрийским периодом. На скале в разные годы во время наводнений выбивали отметки уровня воды, но, после строительства Кременчугской ГЭС, уровень воды в Днепре возле Кременчуга существенно снизился и "гранитный репер" превратился в музейный экспонат под открытым небом.
|
Скала - гранитный репер. Геологическая памятка природы местного значения
|
|
Уникальна водоизмерительная реликвия с отметками уровня воды во время наводнений на р. Днепр
1789, 1820, 1845, 1877, 1888, 1889, 1895, 1942 годов
|
Оставляю набережную Днепра и выхожу на улицу Коцюбинского, снова, квартал за кварталом, погружаюсь в центр города.
|
Улица Коцюбинского
|
Кременчуг - город, который умеет удивлять. Даже на отдаленных улицах, где казалось бы ничего искать, найдется оригинальный дом, который безусловно имеет свою собственную, но часто забытую историю, а в его необычной архитектуре, несмотря на то, что построен дом был больше ста лет назад, до сих пор просматривается художественный вкус бывшего владельца.
|
Дом Шапошникова
|
|
Чапаева, 37
|
Недалеко от Приднепровского парка, по улице Коцюбинского, находится бывшее реальное училище, а через дорогу - бывшая женская гимназия. Сейчас здесь расположен Кременчугский летный колледж, в котором с 1953 по 1955 год учился известный советский космонавт Алексей Архипович Леонов.
|
Бывшее Александровское реальное училище
|
|
Кременчугский летный колледж национального авиационного университета
|
Ещё одно интересное место в Кременчуге - улица 29 сентября, где между старых домов и современных многоэтажек, приютился бывший католический костел. Костел хорошо сохранился, но в свое время ему хорошо досталось и от советской власти, и от нынешних руководителей церкви, под руководством которых было построено что-то типа предбанника с куполами, который своими габаритами почти полностью закрыл фасад костела.
|
Улица 29 сентября. Названа в честь 40-летия со дня освобождения Кременчуга от фашистских захватчиков
|
|
Католический костел. 1910 год
|
Обойти весь Кременчуг за один день просто невозможно. Город довольно большой по площади да и много времени забирает осмотр того архитектурного разнообразия, которого здесь, казалось бы, и не должно было быть. Кременчуг сложно назвать туристическим городом, но тем не менее, посмотреть здесь есть на что.
|
Улица Ленина, 5/9
|
|
Дом кондитера Силаева
|
|
Перекресток улицы Красина и 40-летия Октября. Казармы пехотного полка
|
Большинство памятников, которые можно увидеть в Кременчуге, были установлены при советской власти, поэтому некоторые из них, учитывая специфику той эпохи, имеют исключительно идеологическое значение, не совсем понятное поколению 90-х. Но большая часть, установленных на улицах города, монументов всё же являются не только историческими, но и архитектурными памятками.
|
"Слава героям советской армии отстоявшим свободу и счастье нашего народа"
|
|
Перекресток бульвара Пушкина и улицы Ленина
|
|
"Сквер Октябрьский. Реконструирован в честь 60-летия великой октябрьской социалистической революции"
|
В 2013 году в центре Кременчуга появился симпатичный памятник Остапу Бендеру. Сам Остап, если верить Ильфу и Петрову, в Кременчуге кажется никогда и не был, но собирался отправить сюда Паниковского и Балаганова в командировку, что, очевидно, и стало мотивом установить здесь памятник великому комбинатору.
|
Остап Бендер
|
|
Вокзал Кременчуг
|
Всё, что я успел увидеть за один день - далеко не весь Кременчуг, город очень интересный и для будущих туристов, которые волею судьбы случайно сюда заедут, я рекомендовал бы остаться здесь на больше чем на один день.
|
Південна залізниця
|
Для меня же прогулка Кременчугом закончилась там, откуда и началась - на железнодорожном вокзале, возле которого, на первой платформе, уже началась посадка на поезд Кременчуг - Львов, до отправления которого оставалось чуть больее получаса.
|