На главную Команда  | 
Кременчуг УКР | РУС
Поездка в Кременчуг - давняя моя мечта, чем-то привлекал меня этот город, каждый год я составлял новый маршрут на Кременчуг, но каждый раз какие-то более важные дела оттягивали дату выезда. Знакомые с Кременчуга утверждали, что смотреть в их городе особенно то и не на что, то же самое говорили и путеводители Полтавской области, давая в ответ лишь короткий список уцелевших после войны домов местных фабрикантов. Забегу немного наперед и скажу, что действительность оказалась значительно интересней - Кременчуг настоящий музей советской архитектуры под открытым небом, который удивляет лучшими образцами послевоенной архитектуры периода 1949-1960-х годов. Также в городе много зданий начала XX века, на которые постоянно натыкаешься гуляя улицами в центре города.

Утро. Железнодорожный вокзал Кременчуга

Так исторически сложилось, что транспортно Кременчуг завязан на восточные и северные регионы страны, поэтому приехать сюда в удобное время не только с запада, но и с соседней Черкасской области не так уж и легко. Надежду нормально приехать в Кременчуг похоронила отмена прямого поезда Львов - Кременчуг, который исчез из расписания после очередной оптимизации графика движения поездов, которая должна была сократить эксплуатационные издержки железной дороги. Но 2014-й год стал годом сюрпризов и, после нескольколетнего перерыва, в кассах железнодорожных вокзалов опять начали продавать билеты на назначенный в качестве эксперимента и изучения спроса пассажиров поезд номер 577 Львов - Кременчуг. Поэтому я решил больше не испытывать судьбу и в последние тёплые дни октября поехал на Кременчуг.

Крюков. Улица Приходько, справа дом Алисова

Поезд прибыл в 6.30 утра, небо ещё только серело, и чтобы не терять драгоценное время, ожидая восхода Солнца, я отправился на правый берег Днепра, посмотреть на Крюков и встретить на мосту через Днепр начало нового дня.

Крюковский мост

Крюковский мост

Крюковский район расположен на правом и частично на левом берегу Днепра. Крюков - спальный и промышленный район города одновременно. Здесь расположены три крупнейших предприятия Кременчуга - Крюковский вагоностроительный завод, Кременчугский сталелитейный и Кременчугский завод дорожных машин. Застроен Крюков преимущественно невысокими трех и пятиэтажными домами, которые, с точки зрения приезжего туриста, выглядят довольно симпатично по сравнению с урбанизированными девятиэтажными кварталами мегаполисов.

Крюков. Улица Приходько

Долго Крюков был отдельным населённым пунктом, но в 1928 году административно вошел в состав Кременчуга. С архитектурной точки зрения Крюков и Кременчуг идентичны - та же самая послевоенная архитектура, те же самые дореволюционные дома, которые постоянно встречаешь, прогуливаясь улицами. Но Крюков выглядит значительно провинциальнее на фоне помпезных сталинских зданий, которые доминируют в центре города.

Приходько, 43. Дом купца Чуркина Григория Еремеевича, 1902 год

Самая известная архитектурная памятка Крюкова - клуб имени Ивана Федоровича Котлова. Построен в 1927 году по решению работников вагоностроительного завода и считается первым рабочим клубом Украины. Клуб назван именем Кременчугского революционера Ивана Котлова, которому, с противоположной стороны улицы, в сквере, был установлен памятник.

Клуб имени Ивана Федоровича Котлова

Не далеко от клуба Котлова находится Крюковский железнодорожный вокзал. Большинство пассажирских поездов проезжают Крюков без остановки, поэтому вокзал обслуживает в основном пригородные дизель-поезда и электрички.

Железнодорожный вокзал Крюков на Днепре

Железнодорожная станция Крюков на Днепре была построена в конце XIX века, поэтому, если проявить любознательность и пройтись вдоль рельс - не далеко от вокзала можно увидеть несколько старых станционных строений.

Кременчуг

Оставляем Крюков и переходим на левый берег. Кременчуг - царство так называемого Сталинского ампира, характерного для послевоенного периода архитектурного стиля, монументальность которого придавала уверенности в завтрашнем дне стране, которая восстанавливалась после войны.

Кременчуг

Кременчуг, 1952 год

В 1943 году, после освобождения Кременчуга от фашистов, центр города представлял собой сплошные руины, поэтому большинство домов вдоль центральных улиц города были построены в период с 1949-го по 1960-й год, уцелели лишь некоторые здания.

Дом на перекрестке улиц Ленина и Гагарина

Заметно, что в последние годы на улицах Кременчуга, между старых домов, вырастают современные супермаркеты со стеклянными полупрозрачными фасадами и яркими витринами, которые немного искажают единый послевоенный стиль Кременчугских улиц, но в целом город, а особенно центр, выглядит превосходно - на так уж и много на Украине городов застроенных а едином архитектурном стиле.

Улица Ленина

Немного географии. Левобережный, или, говоря административным языком - Автозаводской район Кременчуга, расположен на левом берегу Днепра, по площади Автозаводской район почти такой же как и Крюков, но растянут с севера на юг более чем на 8 километров. Крупнейший промышленный гигант, который и дал название району - Кременчугский автомобильный завод, который больше известный под аббревиатурой КрАЗ.

Проспект Октябрьский

Непосредственно центр Кременчуга довольно компактный и растянут вдоль улицы Ленина, которая начинается возле парка МЮДа, расположенного недалеко от железнодорожного вокзала, и заканчивается площадью Победы, в центре которой в 1971 году, был установлен 14-метровый памятник Владимиру Ленину. Но нет ничего вечного, и в феврале 2014 года, на революционной волне патриотизма и ненависти к пережиткам прошлого, Владимир Ильич, как и тысячи других памятников Ленину по всей стране, был сброшен со своего престола, чем и ознаменовал для страны начало новой жизни без "совка", Ленина и компартии.

Площадь Победы

До революции 1917 года площадь Победы была площадью Соборной, периметр которой очерчивал Успенский собор - одна из наиболее величественных архитектурных памяток Кременчуга, которая к сожалению не устояла до наших дней и осталась живой лишь на старых открытках начала XX века. Современная же площадь Победы, несмотря на её давнюю историю и статус главной площади города, выглядит довольно таки по советски - слева здание городского совета, в центре 14-метровая фигура Ленина, а справа отель "Кремень", который вряд ли удивит своей архитектурной изысканностью.

Здание бывшего государственного банка, 1900 год

Из всех домов, расположенных по периметру площади Победы, в глаза сразу бросаются два здания, которые отличаются особенной архитектурой - дом бывшего государственного банка и бывший дом Кременчугского уездного земства, который прячется в кронах деревьев немного в стороне от площади, сразу за отелем "Кремень".

Здание Кременчугского уездного земства, 1910 год

Дальше за площадью начинается парк, который тянется несколько километров вдоль Днепра. Приднепровский парк - не просто прекрасное место для отдыха, но и место сбора местных рыбаков, которые съезжаются со всего Кременчуга к бывшему морвокзалу порыбачить и потешить друг друга рыбацкими баснями.

Бывший летний кинотеатр в парке

Кстати, где-то в этом районе, вдоль улицы Октябрьской, до революции был огромный рыбный базар, где кроме местной Днепровской рыбы, можно было купить даже привозную - Одесскую и Крымскую.

Городской парк культуры и отдыха "Приднепровский". Набережная

Днепр

Рядом с морвокзалом находится так называемый "гранитный репер" - довольно интересная памятка природы, которая представляет собой выходы гранита на берегу Днепра, которые датируются докембрийским периодом. На скале в разные годы во время наводнений выбивали отметки уровня воды, но, после строительства Кременчугской ГЭС, уровень воды в Днепре возле Кременчуга существенно снизился и "гранитный репер" превратился в музейный экспонат под открытым небом.

Скала - гранитный репер. Геологическая памятка природы местного значения

Уникальна водоизмерительная реликвия с отметками уровня воды во время наводнений на р. Днепр
1789, 1820, 1845, 1877, 1888, 1889, 1895, 1942 годов

Оставляю набережную Днепра и выхожу на улицу Коцюбинского, снова, квартал за кварталом, погружаюсь в центр города.

Улица Коцюбинского

Кременчуг - город, который умеет удивлять. Даже на отдаленных улицах, где казалось бы ничего искать, найдется оригинальный дом, который безусловно имеет свою собственную, но часто забытую историю, а в его необычной архитектуре, несмотря на то, что построен дом был больше ста лет назад, до сих пор просматривается художественный вкус бывшего владельца.

Дом Шапошникова

Чапаева, 37

Недалеко от Приднепровского парка, по улице Коцюбинского, находится бывшее реальное училище, а через дорогу - бывшая женская гимназия. Сейчас здесь расположен Кременчугский летный колледж, в котором с 1953 по 1955 год учился известный советский космонавт Алексей Архипович Леонов.

Бывшее Александровское реальное училище

Кременчугский летный колледж национального авиационного университета

Ещё одно интересное место в Кременчуге - улица 29 сентября, где между старых домов и современных многоэтажек, приютился бывший католический костел. Костел хорошо сохранился, но в свое время ему хорошо досталось и от советской власти, и от нынешних руководителей церкви, под руководством которых было построено что-то типа предбанника с куполами, который своими габаритами почти полностью закрыл фасад костела.

Улица 29 сентября. Названа в честь 40-летия со дня освобождения Кременчуга от фашистских захватчиков

Католический костел. 1910 год

Обойти весь Кременчуг за один день просто невозможно. Город довольно большой по площади да и много времени забирает осмотр того архитектурного разнообразия, которого здесь, казалось бы, и не должно было быть. Кременчуг сложно назвать туристическим городом, но тем не менее, посмотреть здесь есть на что.

Улица Ленина, 5/9

Дом кондитера Силаева

Перекресток улицы Красина и 40-летия Октября. Казармы пехотного полка

Большинство памятников, которые можно увидеть в Кременчуге, были установлены при советской власти, поэтому некоторые из них, учитывая специфику той эпохи, имеют исключительно идеологическое значение, не совсем понятное поколению 90-х. Но большая часть, установленных на улицах города, монументов всё же являются не только историческими, но и архитектурными памятками.

"Слава героям советской армии отстоявшим свободу и счастье нашего народа"

Перекресток бульвара Пушкина и улицы Ленина

"Сквер Октябрьский. Реконструирован в честь 60-летия великой октябрьской социалистической революции"

В 2013 году в центре Кременчуга появился симпатичный памятник Остапу Бендеру. Сам Остап, если верить Ильфу и Петрову, в Кременчуге кажется никогда и не был, но собирался отправить сюда Паниковского и Балаганова в командировку, что, очевидно, и стало мотивом установить здесь памятник великому комбинатору.

Остап Бендер

Вокзал Кременчуг

Всё, что я успел увидеть за один день - далеко не весь Кременчуг, город очень интересный и для будущих туристов, которые волею судьбы случайно сюда заедут, я рекомендовал бы остаться здесь на больше чем на один день.

Південна залізниця

Для меня же прогулка Кременчугом закончилась там, откуда и началась - на железнодорожном вокзале, возле которого, на первой платформе, уже началась посадка на поезд Кременчуг - Львов, до отправления которого оставалось чуть больее получаса.

октябрь 2014