На главную Команда  | 
Клевань УКР | РУС
Поездка в Клевань, как и большинство моих путешествий, была организована быстро и без слёзных провожаний на вокзал под "Прощание Славянки". В то время, когда Украину заливало дождями - на Ровенщине была завидная солнечная погода, которой в то время мог бы похвастаться не каждый курортный город на берегу Черного моря. Поэтому, долго не колеблясь, в тот же день я выехал в западном направлении в плацкартном вагоне поезда Одесса - Ковель.

Здолбунов. Электричка на Клевань

Здолбунов, где была запланирована пересадка на электричку до Клевани, встретил меня прекрасной солнечной погодой, чем нешуточно поднял настроение после серой дождливой погоды, которая надолго затянула центральную часть Украины.

Клевань

Зал ожидания

Час в электричке - и я в Клевани. Вместе со мной, из соседнего вагона, вывалила толпа велосипедистов, которые загромоздили половину посадочной платформы своими железными конями, что придало бодрости и уверенности в том, что Клевань имеет мощный туристический потенциал и я не зря сюда ехал всю ночь.

Старый железнодорожный вокзал Клевань

Рядом с действующим железнодорожным вокзалом, в наследство потомкам, остался старый деревянный вокзал, который местные железнодорожники трансформировали в многоквартирный дом. Кстати, новый вокзал в Клевани, несмотря на внешнюю простоту, тоже с изюминкой - зал ожидания оформлен симпатичной мозаикой на тему истории Клевани.

Магазины в центре посёлка

Приезжим, которые впервые в Клевани, посёлок напомнит санаторий на окраине густого парка. Городок находится посреди дубово-соснового леса, что автоматически превращает его в что-то типа климатического курорта с щебетанием птиц и кристально чистым лесным воздухом, а наличие железной дороги и хорошей автомобильной магистрали, которая проходит через Клевань, только добавляет городку плюсов.

Клевань

Местные условно делят Клевань на два населённых пункта: Клевань I и Клевань II, хотя административно посёлок давно объединился в один населённый пункт. Клевань II - посёлок, который вырос вокруг железнодорожной станции в конце XIX века после строительства железной дороги Здолбунов - Луцк. Первая Клевань - старая часть города, расположена на берегу реки Стубла южнее второй Клевани.

Улица Ивана Франко. Дом культуры

Церковь

В нескольких кварталах от железнодорожной станции находится парк, по периметру которого расположились дом культуры с установленным рядом памятником Ивану Франко, стадион, на котором местные футболисты люто гоняли футбольный мяч, памятник погибшим на войне и новая церковь.

Клевань

Отдельного внимания заслуживают дома в Клевани. Ровенщина - край партизанских лесов, поэтому, пройдясь улицами посёлка, поневоле ощущаешь себя точно так же как и на Сумщине или на Черниговщине. Север Украины богат лесами, поэтому в этих регионах иногда сложно увидеть кирпичный дом, лес здесь один из главных строительных материалов. Конечно, последнее время, кирпич и железобетон понемногу начинают брать верх, но количество деревянных домов сильно не уменьшается.

По дороге на Клевань I

Клевань вторая - посёлок симпатичный, но экстравагантностью архитектуры вряд ли удивит. Историческое архитектурное наследие, на которое богата Клевань, находится в старой части города, до которой от второй Клевани километра два. Первую Клевань от второй условно разделяет линия электропередач Ровенской АЭС, охранная зона которой и стала границей между двумя микрорайонами одного населённого пункта.

Церковь Рождества Христового

Наиболее заметное строение в центре старой Клевани - церковь Рождества Христового, строительство которой было завершено в 1777 году на средства местного князя Адама Чарторыйского.

Бывший замок Чарторыйского

Бывший замок Чарторыйских

Сразу за церковью, силами опять таки господ Чарторыйских, в конце XV века был построен Клеванский замок, которому, учитывая бурные времена, не завидная досталась доля. Замок несколько раз перестраивался, в нём попеременно располагалось то иезуитская коллегия, то уездное училище, то школа... С начала XIX века по середину XX-го в бывшем замке размещалось 8 разных учебных заведений. Последним государственным учреждением, которое занимало помещение бывшего замка Чарторыйских, был так называемый лечебно-трудовой профилакторий №30 для спецконтингента.

Бывший замок Чарторыйских

Бывший замок Чарторыйских

Несмотря на ту разруху, которая сейчас царит на территории бывшего замка - сооружение впечатляет своей фундаментальностью и поневоле проникаешься уважением как к архитектору, так и к владельцу, по воле которого и было начато строительство столь масштабного сооружения.

Арка моста

Последствия пребывания всех тех учреждений, которые располагались в бывшем замке, да и отсутствие минимального присмотра за сооружением на протяжении последних тридцати лет, заставляют включить фантазию, чтобы хотя бы приблизительно представить как выглядел замок две сотни лет назад.

Одна из стен замка

Максимум эмоций вызывает, конечно, арка моста, перекинутого к замку через овраг, и несколько аутентичных стен, для созерцания которых нужно зайти по колена в кукурузу, высаженную на распаханных под замком огородах.

Памятник архитектуры. Костёл. 1630 год

Руины бывшего замка воспринимаются неоднозначно - с одной стороны масштабность сооружения впечатляет, а с другой - в связи с плачевным состоянием замка приехать сюда снова не сильно то и тянет, разве что ради того, чтобы ещё раз увидеть огромную арку моста. В значительно лучшем состоянии находится Клеванский костёл, который стоит через дорогу от замка и был построен в 1630 году.

Автомобили возле железнодорожного переезда

Но остатки бывшего замка и костёл начала XVII века ничто по сравнению с основным развлекательным объектом Клевани, поток посетителей к которому наверное не останавливается и ночью.

В тоннель

Подъездной путь к Оржевскому деревообрабатывающему комбинату стал настоящей Меккой для туристов только благодаря разгильдяйству местных путейцев, которые просто перестали вырубать деревья и бурьяны, которыми обрастает насыпь.

В тоннеле

Вход в Клеванский тоннель находится возле железнодорожного переезда на восточной окраине посёлка. Количество автомобилей на импровизированной стоянке, рядом с переездом, очередной раз подтверждает тот факт, что большинство туристов выбирает эффектное зрелище, а не утончённое и не каждому понятное искусство.

Маневровый локомотив прорывается от комбината на станцию

Количество посетителей внутри тоннеля шокирует - отшлифованные ногами шпалы больше напоминают тротуар нежели железнодорожную колею. Даже пройдя по полотну 1,5-2 километра, в глубине тоннеля можно встретить наиболее преданных почитателей зрелища, которые, ради козырных снимков, решили скормить себя диким лесным комарам.

"Тут був Микола з Луцька"

Кульминация посещения тоннеля - проезд маневрового локомотива с деревообрабатывающего комбината на станцию Клевань, когда машинист тепловоза непрерывными гудками разгоняет с рельс толпы туристов, а они, в ответ, награждают машиниста вспышками фотоаппаратов.

июнь 2014