Поездка в Клевань, как и большинство моих путешествий, была организована быстро и без слёзных провожаний на вокзал под "Прощание Славянки". В то время, когда Украину заливало дождями - на Ровенщине была завидная солнечная погода, которой в то время мог бы похвастаться не каждый курортный город на берегу Черного моря. Поэтому, долго не колеблясь, в тот же день я выехал в западном направлении в плацкартном вагоне поезда Одесса - Ковель.
|
Здолбунов. Электричка на Клевань
|
Здолбунов, где была запланирована пересадка на электричку до Клевани, встретил меня прекрасной солнечной погодой, чем нешуточно поднял настроение после серой дождливой погоды, которая надолго затянула центральную часть Украины.
|
Клевань
|
|
Зал ожидания
|
Час в электричке - и я в Клевани. Вместе со мной, из соседнего вагона, вывалила толпа велосипедистов, которые загромоздили половину посадочной платформы своими железными конями, что придало бодрости и уверенности в том, что Клевань имеет мощный туристический потенциал и я не зря сюда ехал всю ночь.
|
Старый железнодорожный вокзал Клевань
|
Рядом с действующим железнодорожным вокзалом, в наследство потомкам, остался старый деревянный вокзал, который местные железнодорожники трансформировали в многоквартирный дом. Кстати, новый вокзал в Клевани, несмотря на внешнюю простоту, тоже с изюминкой - зал ожидания оформлен симпатичной мозаикой на тему истории Клевани.
|
Магазины в центре посёлка
|
Приезжим, которые впервые в Клевани, посёлок напомнит санаторий на окраине густого парка. Городок находится посреди дубово-соснового леса, что автоматически превращает его в что-то типа климатического курорта с щебетанием птиц и кристально чистым лесным воздухом, а наличие железной дороги и хорошей автомобильной магистрали, которая проходит через Клевань, только добавляет городку плюсов.
|
Клевань
|
Местные условно делят Клевань на два населённых пункта: Клевань I и Клевань II, хотя административно посёлок давно объединился в один населённый пункт. Клевань II - посёлок, который вырос вокруг железнодорожной станции в конце XIX века после строительства железной дороги Здолбунов - Луцк. Первая Клевань - старая часть города, расположена на берегу реки Стубла южнее второй Клевани.
|
Улица Ивана Франко. Дом культуры
|
|
Церковь
|
В нескольких кварталах от железнодорожной станции находится парк, по периметру которого расположились дом культуры с установленным рядом памятником Ивану Франко, стадион, на котором местные футболисты люто гоняли футбольный мяч, памятник погибшим на войне и новая церковь.
|
Клевань
|
Отдельного внимания заслуживают дома в Клевани. Ровенщина - край партизанских лесов, поэтому, пройдясь улицами посёлка, поневоле ощущаешь себя точно так же как и на Сумщине или на Черниговщине. Север Украины богат лесами, поэтому в этих регионах иногда сложно увидеть кирпичный дом, лес здесь один из главных строительных материалов. Конечно, последнее время, кирпич и железобетон понемногу начинают брать верх, но количество деревянных домов сильно не уменьшается.
|
По дороге на Клевань I
|
Клевань вторая - посёлок симпатичный, но экстравагантностью архитектуры вряд ли удивит. Историческое архитектурное наследие, на которое богата Клевань, находится в старой части города, до которой от второй Клевани километра два. Первую Клевань от второй условно разделяет линия электропередач Ровенской АЭС, охранная зона которой и стала границей между двумя микрорайонами одного населённого пункта.
|
Церковь Рождества Христового
|
Наиболее заметное строение в центре старой Клевани - церковь Рождества Христового, строительство которой было завершено в 1777 году на средства местного князя Адама Чарторыйского.
|
Бывший замок Чарторыйского
|
|
Бывший замок Чарторыйских
|
Сразу за церковью, силами опять таки господ Чарторыйских, в конце XV века был построен Клеванский замок, которому, учитывая бурные времена, не завидная досталась доля. Замок несколько раз перестраивался, в нём попеременно располагалось то иезуитская коллегия, то уездное училище, то школа... С начала XIX века по середину XX-го в бывшем замке размещалось 8 разных учебных заведений. Последним государственным учреждением, которое занимало помещение бывшего замка Чарторыйских, был так называемый лечебно-трудовой профилакторий №30 для спецконтингента.
|
Бывший замок Чарторыйских
|
|
Бывший замок Чарторыйских
|
Несмотря на ту разруху, которая сейчас царит на территории бывшего замка - сооружение впечатляет своей фундаментальностью и поневоле проникаешься уважением как к архитектору, так и к владельцу, по воле которого и было начато строительство столь масштабного сооружения.
|
Арка моста
|
Последствия пребывания всех тех учреждений, которые располагались в бывшем замке, да и отсутствие минимального присмотра за сооружением на протяжении последних тридцати лет, заставляют включить фантазию, чтобы хотя бы приблизительно представить как выглядел замок две сотни лет назад.
|
Одна из стен замка
|
Максимум эмоций вызывает, конечно, арка моста, перекинутого к замку через овраг, и несколько аутентичных стен, для созерцания которых нужно зайти по колена в кукурузу, высаженную на распаханных под замком огородах.
|
Памятник архитектуры. Костёл. 1630 год
|
Руины бывшего замка воспринимаются неоднозначно - с одной стороны масштабность сооружения впечатляет, а с другой - в связи с плачевным состоянием замка приехать сюда снова не сильно то и тянет, разве что ради того, чтобы ещё раз увидеть огромную арку моста. В значительно лучшем состоянии находится Клеванский костёл, который стоит через дорогу от замка и был построен в 1630 году.
|
Автомобили возле железнодорожного переезда
|
Но остатки бывшего замка и костёл начала XVII века ничто по сравнению с основным развлекательным объектом Клевани, поток посетителей к которому наверное не останавливается и ночью.
|
В тоннель
|
Подъездной путь к Оржевскому деревообрабатывающему комбинату стал настоящей Меккой для туристов только благодаря разгильдяйству местных путейцев, которые просто перестали вырубать деревья и бурьяны, которыми обрастает насыпь.
|
В тоннеле
|
Вход в Клеванский тоннель находится возле железнодорожного переезда на восточной окраине посёлка. Количество автомобилей на импровизированной стоянке, рядом с переездом, очередной раз подтверждает тот факт, что большинство туристов выбирает эффектное зрелище, а не утончённое и не каждому понятное искусство.
|
Маневровый локомотив прорывается от комбината на станцию
|
Количество посетителей внутри тоннеля шокирует - отшлифованные ногами шпалы больше напоминают тротуар нежели железнодорожную колею. Даже пройдя по полотну 1,5-2 километра, в глубине тоннеля можно встретить наиболее преданных почитателей зрелища, которые, ради козырных снимков, решили скормить себя диким лесным комарам.
|
"Тут був Микола з Луцька"
|
Кульминация посещения тоннеля - проезд маневрового локомотива с деревообрабатывающего комбината на станцию Клевань, когда машинист тепловоза непрерывными гудками разгоняет с рельс толпы туристов, а они, в ответ, награждают машиниста вспышками фотоаппаратов.
|