На главную Команда  | 
Каменец-Подольский УКР | РУС
После того как я впервые увидел фотки Каменца в интернете я перестал нормально спать. Сразу же позвонил Сереге и сказал - надо ехать! Серега сказал - не вопрос! Прошло наверное недели две пока мы залатали свои дела и у нас появилось несколько свободных дней для поездки.
До Каменца ездит не так то и много поездов. Варианты типа езда электричкой были откинуты сразу так как живем мы в центральной Украине, а перспектива ехать трое суток нас не сильно устраивала. До Каменец-Подольского едут только два поезда: 623-й и 177-й. 623 представляет собой обыкновенный поезд с плацкартными вагонами, отправляется из Киева и едет экзотическим маршрутом через Фастов, Казатин, Хмельник, Староконстантинов, Хмельницкий. До конечной станции Каменец прибывает около 8 часов утра - расписание супер! 177-й это экспресс Киев - Каменец-Подольский. Едет классическим маршрутом через Фастов, Казатин, Жмеринка, Хмельницкий. Езду в 177-м мы сразу откинули, пол дня просидеть в креслах экспресса это не очень хорошо. Настоящее наслаждение развалиться на полке в плацкартном или даже купейном вагоне и нормально поспать всю дорогу. Тем более 177-1 прибывает в Каменец около 23-х часов - такой график только для местных.
Билеты решили купить за день до выезда. Едем 623-м с Казатина, так как я был в Виннице, а Серега в Жмеринке, то приехать в Казатин не составит труда.
Сижу за компом над сайтом расписания поездов и пытаюсь въехать в ту фигню, которая называется расписанием движения поездов, возможно назад с Каменца придется пригородным выезжать. Просмотрев еще раз расписание вижу, что есть еще один интересный вариант - беспересадочный вагон с Одессы на Каменец, едет через Жмеринку по непарных, день нашего отъезда непарный - супер! Покупаем билеты и ждем следующего дня.

Жмеринка. Вечер отъезда

Жмеринка. День отъезда. Вопрос с обратными билетами решили просто. Так как до Винницы или Жмеринки нормальных билетов не было, то купили билеты до Киева. Столица город большой - поездов и автобусов там много ездит, рано или поздно куда-то выедем, тем более Сереге нужно было быть в Киеве по своих научных делах.
Загрузились в поезд, отправились по расписанию в 21.56, едем. Наш плацкартный беспересадочный вагон оказался куском фирменного поезда Одесса-Черновцы. Все аккуратно и чистенько, проводница интересная и разговорчивая - люкс! До самого Хмельницкого базарили об всяких интересных шнягах, стараясь перекричать храп соседних пассажиров, говорили по телефону с знакомыми, хвалились куда едем... Уже почти двенадцать часов ночи, прибыли в Хмельницкий. Почти все пассажиры с вагона вышли, в вагоне осталось может человек 10, стало тихо и спокойно. Как только последний пассажир вышел, наш вагон отцепили и потащили маневровым куда-то в тупик, все дальше и дальше от состава Одесса-Черновцы.

Работник железной дороги. Имя неизвестно.

К нам в тамбур запрыгнул дяденька в яркой накидке, он по рации давал команды машинисту с какой скоростью ехать и сколько еще нужно проехать. Он же и отцеплял вагон от состава. Именно эти люди и выполняют довольно сложную работу, бегая ночью под вагонами по рельсам, отцепляя беспересадочные вагоны в то время когда мы крепко храпим и ждем приезда на конечную станцию. Несколько минут приятно пообщавшись с нами, дяденька так же быстро исчез как и появился.
Сейчас двенадцать ночи, выглядываем с Серегой из вагона, пытаемся понять куда это нас затянули, в тамбуре появляется еще один проводник - "Ребята, с вагона не выходим, сейчас отправляемся, буквально через... 4 часа." Гы, веселый дяденька. В натуре, стоять здесь будем почти к 5 утра. :) Пока нас опять не начнут таскать по колеям и цеплять к другому составу. Ночью все равно делать нечего и мы с Серегой заваливаемся подрыхнуть. Только время от времени, сквозь сон, слышу как наш вагончик дергают то вперед то назад, то сквозь сон слышно сильный рокот дизеля впереди вагона, то слышится, что вагон толкают уже сзади...
Просыпаюсь от того что хочу в туалет, который приятно впечатляет аккуратностью. Возвращаюсь назад к своему месту и чувствую, что нас тянет уже не тот поезд, и скорость относительно небольшая, значит едем по железной дороге от Хмельницкого до Каменца, здесь нет контактной сети и состав уже тянет дизель. Опять ложусь спать. Просыпаюсь от того что Серега сидит возле меня и напевает под носа "Чижа". Ему какого-то не спалось и он решил аж за час до прибытия и меня разбудить. За окном уже светло, между деревьев ярко мигает утреннее солнце, но у вагоне довольно прохладно, ночь была холодной и заставила нас немного замотаться в одеяла с лэйбами Одесской железной дороги.
От Хмелницкого до Каменец-Подольского остановок больше чем от Жмеринки до Хмельницкого. Поезд останавливается наверное через каждых 20 минут в небольших поселках и селах. Сельский люд едет в Каменец по своим неотложным делам.

Утро в вагоне номер 26

Утро в вагоне номер 26. Чайная церемония

Утренний голод дает о себе знать. Вытаскиваем свои продовольственные запасы и начинаем все пожирать. Конец утренней трапезы заканчиваем стаканами черного и зеленого чая. Утра удалось.
Еще каких-то пол часа и мы приезжаем в Каменец-Подольский. Город встречает нас приятной утренней прохладой.

Каменец-Подольский

Традиционно пошли в помещение вокзала, поблудили там, рассмотрели что есть интересного, не увидев ничего интересного кроме кучки странноватых туристов, решили ориентироваться на местности. Неутомимая вокзальная труженица книжного лотка предложила нам купить карту города. Карта была не очень информативна, но я все таки решил ее купить, чтобы не искать где-то в городе такую самую. Как потом оказалось зря. Метров за 300 от вокзала такую же карту продавали более чем в 2 раза дешевле. С вокзала в направлении города высыпала толпа странноватых туристов и начала шумно расспрашивать в местных где здесь старый город и как пройти к знаменитой крепости. Местный дяденька показал рукой куда идти и сказал что это не далеко и идти придется минут 20. Блин! Не дали собственноручно сориентироваться! Мы с Серегой одновременно отреклись от того чтобы идти параллельно с этими совсем не экстремальными туристами, хотя у них и были офигенные рюкзаки за спинами, а у нас только два миниатюрных рюкзачка, сумка с фотоаппаратом и дешевый китайский штатив.

Мы решили пройтись улицами города, заценить чего здесь есть интересного и необычного для нас. Естественно нашей конечной целью было посещение необыкновенной крепости, которая находится в Каменце с XIV столетия.

Посмотрев на карту старого города, стало ясно что к крепости можно пройти несколькими дорогами, и попасть к ней не обязательно через центральный вход. Мысль попасть не через центральный вход нас заинтересовала. Несмотря на то, что крепость длительное время не могли захватить литовцы, поляки и турки в XIV-XVII веках, мы лелеяли надежду попасть туда незаметными в XXI веке, таким образом обойдя кассу не заплатив за вход.

Ориентируясь по карте мы двигались вперед. Нашли очень интересный магазин осветительных приборов, понравились цены, мелькнула мысль ездить сюда затариваться люминесцентными лампами. Нашли художественный лицей, встретили духовную семинарию, где учился в XIX веке композитор Николай Леонтович. Забрели в какой-то сельскохозяйственный университет. Походили аллейками, посмотрели на списки абитуриентов, заценили свеклособирательный комбайны, посунули далее в поисках крепости.

Чем далее, тем улицы становились все круче и уже. У нас обоих одновременно в голове мелькнули мысли - зараз что-то будет! Через несколько минут сквозь деревья мы увидели первые башни могущественной старой крепости. Мы были в шоке! Такой феерической конструкции не видел ни я ни Серега! Мы уже брели улицами между частных домиков, ориентируясь приблизительно на крепость. Надо было спускаться в глубокое ущелье на дне которого текла река. Как позже выяснилось из наших собственных наблюдений это была часть большого каньона на дне которого текла речка Смотрич. У реки было сложное русло и четко понять откуда и куда она течет было сложно.

Вниз каньона спустились по каменных ступеньках. Через речку был перекинут мост. Сразу за мостом нас ждали первые постройки крепости.

Нижняя Польская брама

Рассмотрев конструкцию башни идем вдоль реки. Периодически встречаем рыбаков, приветствуя их стандартным - "Клюет ? ". Доходим до дамбы немного необычной конструкции и перед нами открывается неописуемый вид на крепость.

Каменецкая крепость

Встречаем еще одного рыбака. Дяденька, смотря как мы ломаем ветки кустов и лезем сквозь грязные и мокрые камни дамбы, спокойно спрашивает - "Ребята, куда вы лезете?". Отвечаем, что мол хотим посмотреть чего там дальше. Выяснилось, что сверху над нами мост ведущий к крепости, который и есть центральным входом и все нормальные люди идут к крепости именно по нему, а не лезут под этот мост по камням через кусты. Но мы как настоящие туристы-исследователи древности прошлись еще немного под этим мостом рассмотрев как течет речка, выяснилось что под мостом есть дамба, естественно с заржавевшим механизмом спуска воды и навряд ли с помощью этого ржавого железа получится снизить уровень воды в Смотриче.

Сверху над нами Крепостной мост, который есть входом в крепость

На наше счастье совсем рядом нашлись каменные ступеньки, которыми мы выкарабкались вверх. Отсюда крепость выглядела еще более красивой.

Каменецкая крепость

С другой стороны каменного моста неповторимый вид на каменное плато на котором и стоит крепость. Также внизу каньона на русле реки потерялась маленькая электростанция, интересный симбиоз древней крепости и творения современных инженеров.

Пораженный всем невероятным, что есть вокруг нас шагаем через мост к крепости. Пытаемся не поддаваться провокации со стороны большого количества туристов пойти сразу в крепость. Решаем обойти ее вокруг, рассмотреть на сколько это большое строение, а потом уже сходить туда, куда лезут все.

Каменецкая крепость

Сооружение просто потрясает своим могуществом. Старые башни, частично восстановленные умелыми реставраторами, сразу начинают генерировать в мозге события прошедших времен.

Башня

Посмотрев в противоположную сторону от крепости, нам открывается прекрасный вид на город.

Церковь Святого Георгия

Обходим крепость и оказываемся с ее обратной стороны. По больших каменных и земляных валах видно, что здесь также была защитная структура - так званая Новая Крепость. Но от нее мало что осталось. За крепостью находим каменные помещения, внутри они похожи на пещеры, такие же большие, темные и холодные. Походив по них догадываемся, что это также часть системы укреплений, в некоторых местах видно остатки большущих башен, от которых почти ничего не осталось.

Новая крепость

Обходим вокруг замка и оказываемся уже с другой стороны. Никак не можем насмотреться на ландшафт, который окружает нас.

Другая сторона крепости

Едва ли не провалившись в ущелье, спускаемся по склону узенькими тропинками все ближе к крепости с надеждой обойти вокруг нее и добраться к центральному входу.

Скатываемся вниз под крепость и смотрим на гору, где мы только что были

С этой стороны крепости построено каменное укрепление. Внутри стоит несколько пушек. К сожалению пушки только простенькие копии.

Южный бастион

Из окна Южного бастиона открывается прикольный вид на ущелье. Внизу каньона течет речка, а на ее берегах стоят небольшие домики.

Каньон

Наконец-то мы обошли вокруг крепости. Немного усталые осматриваемся вокруг и прикидываем как бы это прорваться к центральному входу.

Опять Крепостной мост, опять электростанция

Оказалось, что с этого места можно довольно легко попасть к входу в крепость. Карабкаясь по больших камнях, оглядываясь вниз в пропасть и боясь как бы туда на сорваться мы все таки пришли к входу в крепость, преодолев последнюю преграду в виде металлического турникета, который должен защищать таких как мы от падения вниз.
1 2