На главную Команда  | 
Черномын УКР | РУС
Черномын расположен почти на границе Винницкой и Одесской областей. Административно и территориально село приписано к Винницкой области, но ехать сюда удобнее с одесской стороны. Основной междугородний транспорт здесь - электрички Одесса - Вапнярка. С автобусами здесь не густо.

Ужгород - Одесса

Я же стартую в Черномын с Жмеринки. Еду до станции Попелюхи, так как именно отсюда к Черномыну всего-навсего каких-то пару километров пешком. Взяв каким-то чудом вчера вечером билет на 107 поезд Ужгород - Одесса, выезжаю в 7.45 утра и приблизительно через два часа прибываю к перевалочной станции Кодыма.

Кодыма

Кодыма - ближайшая станция, откуда можно удобно вернуться назад в Попелюхи, которые скорый 107-й пролетел без остановки на полном ходу. Приблизительно через час приезжает 867-я электричка Одесса - Вапнярка, которой я возвращаюсь назад в Попелюхи. 867-я относится к категории тех странных Одесских электричек, которые почему-то имеют нумерацию электропоездов повышенного комфорта, а на самом деле являются обыкновенными пригородными поездами. Но внутренности электрички приятно удивили, она действительно больше похожа на электропоезд повышенного комфорта - мягкие сидения, столики, шторки на окнах.

Попелюхи

Попелюхи - небольшая станция на участке Одесса - Вапнярка. Кроме нескольких электричек здесь останавливается еще штук пять поездов. В основном станция обслуживает окружающие села и районный центр Песчанка, который находится километрах в восьми отсюда.

Вокзал Попелюхи узкоколейные

Попелюхи историческая станция. Она была частью Гайворонской узкоколейной железной дороги. За путями, напротив действующего жд вокзала, находятся остатки узкоколейного хозяйства в виде вокзальчика, который обслуживал узкую колею. Вокзальчик не плохо сохранился, кроме того порадовала вывеска с названием станции.

Попелюхи Одесской ордена трудового красного знамени железной дороги

В 30-х годах XX века от Попелюх к поселку Каменка в Приднестровье прокладывается узкоколейная железная дорога. Приблизительно в это же время прокладывается узкая колея и в село Черномын. Пассажирской станции в Черномыне не было. Дорога использовалась для перевозки грузов и обслуживала Черномынский сахарный завод.

Станция Попелюхи. Узкоколейный пассажирский вагон

Узкая колея в Попелюхах существовала до начала 90-х годов XX века. Все узкоколейное хозяйство, включая колею на Черномын, было разобрано до 2000-го года.

Село Чорномын

На вокзале расспросил как пройти в Черномын и пошел через поле в село. Вход в село обозначен большой каменной стелой с серпом и молотом, но перекрашенной в соответствии с существующей государственной символикой.

Клуб

Спускаясь в Черномын с холма, в центре села хорошо виден клуб, который, по замыслу советских архитекторов, вероятно должен был прикрыть собой церковь.

Церковь

Церковь стоит на холме, рядом с клубом. Узкоколейка Попелюхи - Черномын проходила точно под забором церкви. Остатки шпал и насыпь хорошо видны невооруженным глазом.

Попелюхи - Черномын

Насыпь, по которой проходила железная дорога, используется местными как пешеходная зона. Цепляясь за остатки деревянных шпал, я забрел в промышленную зону села. Над полуразрушенными складами, спрятанными в зеленых зарослях, возвышается какой-то мега склад, который так и не дождался окончания строительства.

Мега склад з праздничной надписью "50 лет 19 - октября - 67"

Там, где уже трудно идентифицировать место прокладки рельс, а среднестатистический человек не может пробраться через густые заросли, не нарушая целостности пейзажа, передо мной появились развалины сахарного завода.

Черномынский сахарный завод

На одной из стен завода нанесены цифры 1981, но рассматривая стены можно легко прикинуть, что завод имеет более древнюю историю.

Черномынский сахарный завод

Черномынский сахарный завод

Культурное наследие Черномына не ограничивается разваленным заводом и разобранной железной дорогой. Основной архитектурный объект, который привлекает сюда туристов, я увидел с той самой насыпи, по которой была проложена узкоколейка. На холме, который возвышается за разваленным заводом, стоит Черномынская общеобразовательная школа I-III ступеней.

Общеобразовательная школа I-III ступеней. с. Черномын

Невероятное сходство Черномынской общеобразовательной школы и Белого дома в США не оставляет никого в покое. Школа действительно очень похожа на резиденцию президента США в городе Вашингтон.

Общеобразовательная школа I-III ступеней. с. Черномын

В XIX веке село Черномын называлось Разбойное и было собственностью господина Николая Черномына. Вероятно, желая увековечить свой род, Черномын переименовал село в свою честь.

Дворец Николая Черномына

Дворец Николая Черномына, в котором сейчас размещена школа, был построен архитектором Франческо Бофо в XIX веке. Ориентировочно строительство было закончено в 1820-м году. Белый дом в США был построен раньше. Его строительство началось в 1792 году и закончилось в 1800. Но современный вид Белый дом приобрел после реконструкции приблизительно в 1820-х годах. В то время к нему пристроили южную террасу с колонами и северную колоннаду, и только после этого Белый дом стал почти идентичным Черномынскому дворцу. Учитывая такую хитрую хронологию событий, можно сделать предположение, что или в те времена умели быстро передавать информацию и архитектор Бофо почти моментально получил с Америки чертежи Белого дома, или просто архитектура Белого дома и дворца в Черномыне была классической в то время.

Дворец Николая Черномына

Впечатление от Черномынской школы просто невероятное. Дворец сто лет не видел капитального ремонта и, невзирая на относительную убогость помещения, выглядит впечатляюще.

Хозяйские постройки

В парке, рядом со школой, стоят полуразрушенные хозяйские постройки и, исходя из кучи сгоревших досок, они уже успели пережить пожар. Целая куча школьных принадлежностей, которые валяются на полу, говорит о том, что когда-то эти здания использовались школой.

Комната

Запачкавшись пылью как трубочист и выбравшись с полуразрушенного пришкольного помещения, немного ниже, на склоне холма, обнаружился ещё один интересный объект - подземное помещение, которое сейчас используется для хранения угля.

Подземелье

Сразу перед школой высажен фруктовый сад, что есть неизменной традицией, которой без исключения придерживались практически в любой сельской и едва ли не в каждой городской школе Советского Союза.


Школьный сад немного прикрывает фасад здания и рассмотреть дворец, учитывая сложный рельеф местности, не так то просто. Но в целом, впечатление от Черномынской школы невероятное, потому из Черномына домой возвращался с чувством выполненного дела. Побывать здесь стоит.

Попелюхи. Церковь

Возвращаться назад с Черномына планировал 174-м поездом Одесса - Винница. Но для этого сначала нужно было по спринтерски добежать до Попелюх, куда в 16.41 должен приехать это поезд. Прибежав в Попелюхи, рассмотрел их Церковь, которой к сожалению уделил не так много внимания, приехав сюда и увлекшись исследованием останков узкоколейки.

174 Одесса - Винница

Ожидая возле вокзала поезд, я прикидывал как может сюда поместиться состав из 16-ти вагонов. По предварительных прикидах на платформу влезет 4, ну максимум 5 вагонов. Когда 174-й с небольшим опозданием влетел на станцию, я своими глазами увидел, что на платформу действительно помещается только 5 вагонов, и свой 15-й, я должен был ловить далеко в кустах, как это делают местные жители - постоянные пассажиры этого поезда.

25 июля 2009