Черномын расположен почти на границе Винницкой и Одесской областей. Административно и территориально село приписано к Винницкой области, но ехать сюда удобнее с одесской стороны. Основной междугородний транспорт здесь - электрички Одесса - Вапнярка. С автобусами здесь не густо.
|
Ужгород - Одесса
|
Я же стартую в Черномын с Жмеринки. Еду до станции Попелюхи, так как именно отсюда к Черномыну всего-навсего каких-то пару километров пешком. Взяв каким-то чудом вчера вечером билет на 107 поезд Ужгород - Одесса, выезжаю в 7.45 утра и приблизительно через два часа прибываю к перевалочной станции Кодыма.
|
Кодыма
|
Кодыма - ближайшая станция, откуда можно удобно вернуться назад в Попелюхи, которые скорый 107-й пролетел без остановки на полном ходу. Приблизительно через час приезжает 867-я электричка Одесса - Вапнярка, которой я возвращаюсь назад в Попелюхи. 867-я относится к категории тех странных Одесских электричек, которые почему-то имеют нумерацию электропоездов повышенного комфорта, а на самом деле являются обыкновенными пригородными поездами. Но внутренности электрички приятно удивили, она действительно больше похожа на электропоезд повышенного комфорта - мягкие сидения, столики, шторки на окнах.
|
Попелюхи
|
Попелюхи - небольшая станция на участке Одесса - Вапнярка. Кроме нескольких электричек здесь останавливается еще штук пять поездов. В основном станция обслуживает окружающие села и районный центр Песчанка, который находится километрах в восьми отсюда.
|
Вокзал Попелюхи узкоколейные
|
Попелюхи историческая станция. Она была частью Гайворонской узкоколейной железной дороги. За путями, напротив действующего жд вокзала, находятся остатки узкоколейного хозяйства в виде вокзальчика, который обслуживал узкую колею. Вокзальчик не плохо сохранился, кроме того порадовала вывеска с названием станции.
|
Попелюхи Одесской ордена трудового красного знамени железной дороги
|
В 30-х годах XX века от Попелюх к поселку Каменка в Приднестровье прокладывается узкоколейная железная дорога. Приблизительно в это же время прокладывается узкая колея и в село Черномын. Пассажирской станции в Черномыне не было. Дорога использовалась для перевозки грузов и обслуживала Черномынский сахарный завод.
|
Станция Попелюхи. Узкоколейный пассажирский вагон
|
Узкая колея в Попелюхах существовала до начала 90-х годов XX века. Все узкоколейное хозяйство, включая колею на Черномын, было разобрано до 2000-го года.
|
Село Чорномын
|
На вокзале расспросил как пройти в Черномын и пошел через поле в село. Вход в село обозначен большой каменной стелой с серпом и молотом, но перекрашенной в соответствии с существующей государственной символикой.
|
Клуб
|
Спускаясь в Черномын с холма, в центре села хорошо виден клуб, который, по замыслу советских архитекторов, вероятно должен был прикрыть собой церковь.
|
Церковь
|
Церковь стоит на холме, рядом с клубом. Узкоколейка Попелюхи - Черномын проходила точно под забором церкви. Остатки шпал и насыпь хорошо видны невооруженным глазом.
|
Попелюхи - Черномын
|
Насыпь, по которой проходила железная дорога, используется местными как пешеходная зона. Цепляясь за остатки деревянных шпал, я забрел в промышленную зону села. Над полуразрушенными складами, спрятанными в зеленых зарослях, возвышается какой-то мега склад, который так и не дождался окончания строительства.
|
Мега склад з праздничной надписью "50 лет 19 - октября - 67"
|
Там, где уже трудно идентифицировать место прокладки рельс, а среднестатистический человек не может пробраться через густые заросли, не нарушая целостности пейзажа, передо мной появились развалины сахарного завода.
|
Черномынский сахарный завод
|
На одной из стен завода нанесены цифры 1981, но рассматривая стены можно легко прикинуть, что завод имеет более древнюю историю.
|
Черномынский сахарный завод
|
|
Черномынский сахарный завод
|
Культурное наследие Черномына не ограничивается разваленным заводом и разобранной железной дорогой. Основной архитектурный объект, который привлекает сюда туристов, я увидел с той самой насыпи, по которой была проложена узкоколейка. На холме, который возвышается за разваленным заводом, стоит Черномынская общеобразовательная школа I-III ступеней.
|
Общеобразовательная школа I-III ступеней. с. Черномын
|
Невероятное сходство Черномынской общеобразовательной школы и Белого дома в США не оставляет никого в покое. Школа действительно очень похожа на резиденцию президента США в городе Вашингтон.
|
Общеобразовательная школа I-III ступеней. с. Черномын
|
В XIX веке село Черномын называлось Разбойное и было собственностью господина Николая Черномына. Вероятно, желая увековечить свой род, Черномын переименовал село в свою честь.
|
Дворец Николая Черномына
|
Дворец Николая Черномына, в котором сейчас размещена школа, был построен архитектором Франческо Бофо в XIX веке. Ориентировочно строительство было закончено в 1820-м году. Белый дом в США был построен раньше. Его строительство началось в 1792 году и закончилось в 1800. Но современный вид Белый дом приобрел после реконструкции приблизительно в 1820-х годах. В то время к нему пристроили южную террасу с колонами и северную колоннаду, и только после этого Белый дом стал почти идентичным Черномынскому дворцу. Учитывая такую хитрую хронологию событий, можно сделать предположение, что или в те времена умели быстро передавать информацию и архитектор Бофо почти моментально получил с Америки чертежи Белого дома, или просто архитектура Белого дома и дворца в Черномыне была классической в то время.
|
Дворец Николая Черномына
|
Впечатление от Черномынской школы просто невероятное. Дворец сто лет не видел капитального ремонта и, невзирая на относительную убогость помещения, выглядит впечатляюще.
|
Хозяйские постройки
|
В парке, рядом со школой, стоят полуразрушенные хозяйские постройки и, исходя из кучи сгоревших досок, они уже успели пережить пожар. Целая куча школьных принадлежностей, которые валяются на полу, говорит о том, что когда-то эти здания использовались школой.
|
Комната
|
Запачкавшись пылью как трубочист и выбравшись с полуразрушенного пришкольного помещения, немного ниже, на склоне холма, обнаружился ещё один интересный объект - подземное помещение, которое сейчас используется для хранения угля.
|
Подземелье
|
Сразу перед школой высажен фруктовый сад, что есть неизменной традицией, которой без исключения придерживались практически в любой сельской и едва ли не в каждой городской школе Советского Союза.
Школьный сад немного прикрывает фасад здания и рассмотреть дворец, учитывая сложный рельеф местности, не так то просто. Но в целом, впечатление от Черномынской школы невероятное, потому из Черномына домой возвращался с чувством выполненного дела. Побывать здесь стоит.
|
Попелюхи. Церковь
|
Возвращаться назад с Черномына планировал 174-м поездом Одесса - Винница. Но для этого сначала нужно было по спринтерски добежать до Попелюх, куда в 16.41 должен приехать это поезд. Прибежав в Попелюхи, рассмотрел их Церковь, которой к сожалению уделил не так много внимания, приехав сюда и увлекшись исследованием останков узкоколейки.
|
174 Одесса - Винница
|
Ожидая возле вокзала поезд, я прикидывал как может сюда поместиться состав из 16-ти вагонов. По предварительных прикидах на платформу влезет 4, ну максимум 5 вагонов. Когда 174-й с небольшим опозданием влетел на станцию, я своими глазами увидел, что на платформу действительно помещается только 5 вагонов, и свой 15-й, я должен был ловить далеко в кустах, как это делают местные жители - постоянные пассажиры этого поезда.
|