На главную Команда  | 
Черновцы УКР | РУС
Транспортная операция Винница - Черновцы началась с автовокзала №1 города Винницы. Возле кассы меня сразу же отловил водитель крепкого телосложения и наобещав всяких благ, которые непременно будут ждать каждого, кто не будет покупать билет в кассе, отправил меня к восьмой платформе, где уже собралось десятка полтора будущих пассажиров автобуса Винница - Ямполь с временем отправления 9 часов 55 минут. Стоит отметить, что на Маршруте Винница - Ямполь всегда наблюдался дефицит автобусов, как при Союзе так и при капиталистическом укладе перевозок пассажиров микрокалиберными автобусами. Такой фокус, как прийти за 10 минут до отправления автобуса, сесть и поехать, здесь не проходит. Очевидно маршрут длиной 160 км по не самому населённому региону области и относительно сложный рельеф местности отпугивает потенциальных перевозчиков. Поэтому в будний летний день, когда студентами даже и не пахнет, а на часах только восемь утра, можно легко нарваться на полностью забитый автобус и придётся сидеть ждать следующего, давясь вокзальными пирожками с ливером.

Винница - Ямполь

Минут за десять до отправления, на стоянке, где отстаиваются автобусы, загрохотал двигатель и восьмая платформа, в ожидании подачи на посадку автобуса на Ямполь, зашевелилась, двигаясь ближе к тому месту, где будут находиться двери автобуса, сгоняя в кучку непоседливых детей и озираясь не оставил ли кто на лавочке свой багаж. Когда к платформе подъехал старинный 697-й ЛАЗ, который возил ещё Махна и Деникина, а конструктивная прочность автобуса обеспечивалась только толстым слоем краски на мятых боках, у меня внутри что-то как будто бы оборвалось, сердце начало быстро-быстро колотиться, а внутренние органы мгновенно сгруппировались, готовя организм к прыжку с парашюта - современный Неоплан с удобными сидениями не сделает поездку такой захватывающей, какой её может сделать ЛАЗ. Пока народ рассаживался по своих сидениях, я стоял перед лобовым стеклом нашего автобуса и искренне умолял его продержаться хотя бы этот рейс и не развалиться посреди дороги. Я больше чем уважаю Львовские автобусы, а тем более Венгерские Икарусы, которые были основным междугородним транспортным средством в республиках бывшего Союза. Поездка на таких автобусах была просто сказкой, чего не скажешь о современных, слепленных на скорую руку автобусах, без багажного отделения и минимальным комфортом в салоне. Но влезать в автобус, спидометр которого уже давно накрутил третий миллион километров, тоже не вселяет оптимизма, а всю дорогу в голове путаются мысли о том доедем ли мы хотя бы до Рахнов, но и одновременно такая поездка пробуждает чувство патриотизма за страну, которая смогла построить автобус, который невозможно сломать.

Черновицкая автобусная станция

На полдороге до Черновцов произошло то, что и должно было рано или поздно произойти - мужественное сердце ЛАЗа не выдержало нагрузки и остановилось. Автобус уже без признаков жизни водитель остановил на обочине. Вытянув ящик с ключами, он открыл сзади автобуса крышку и без всякой церемонии влез с ногами в мотор и быстро начал делать своему верному железному коню экстренную реанимацию. Не прошло и часа, как водитель автобуса, вытянув на полную тросик газа, гордо стоял в образе римского легионера рядом с моторным отсеком и наслаждаясь рёвом, раскрученного на полную мощность двигателя, наблюдал за выхлопной трубой из которой вылетала зола и остатки несожжённого бензина. Автобус потихоньку оживал после клинической смерти и пассажиры, которые уже и не надеялись доехать до Ямполя, начали рассаживаться по своим местам.

Костел святого Николая

В Черновцы приехали почти с часовым опозданием. Кроме меня из автобуса никто не вышел, все поехали дальше на Ямполь, крепко стиснув кулаки на удачу.

Монумент воинам освободителям

И вот я в центре Черновцов. Черновцы - один из районных центров Винницкой области, существование которого время от времени становится причиной конфуза у приезжих, которые непременно путают Винницкие Черновцы с областным центром Черновицкой области, поэтому опытные кассиры на Вокзалах Винницкой области всегда уточняют к каким именно Черновцам господа желают приобрести билет.

Черновицкая районная государственная администрация

Центровая фигура города - костел святого Николая, который стоит точно напротив автостанции. Несмотря на аскетическую простоту внешнего вида, которого старинному зданию придали современные технологии реставрации, костел был построен в далёком XVII веке и является архитектурной памяткой. Чуть дальше, у развилки, стоит памятник Советским солдатам, который вместе с костелом и гордым зданием райадминистрации и формируют центр города.

Универмаг

Смотреть в центре, мягко говоря, не на что, если бы не местный рынок с торговыми павильонами, щедро украшенными лепниной с Советской символикой.

Павильон колхоза имени Горького. Село Хреновка. 1955 год.


Похожих торговых площадей в странах бывшего Советского Союза в аутентичном виде уже почти не осталось. Так как коммерческая деятельность при Союзе была запрещена - торговали здесь колхозом на колхоз, искренне соревнуясь за показатели урожайности.



Идея такой торговой площади не нова, я не удивлюсь если окажется, что до образования Советского Союза здесь был местный рынок, на котором торговали лошадьми, волами, яркими тканями, а евреи в корчме продавали водку.

Черновцы

Кстати о евреях. Вряд ли найдется городок на юге Винницкой области где бы не жили евреи. XVI - XVIII век были временем массового переселения евреев из центральных регионов Польши на территорию современной Винницкой области, поэтому нет ничего необычного в том, что в Черновцах до сих пор стоят старые покосившиеся дома, которые когда-то были частью еврейского квартала, который тянется от автовокзала вниз к речке Мурафе.

Черновцы

На Мурафе, которая делит Черновцы пополам, была сооружена дамба, которая поднимала уровень воды для бывшей мельницы села Мазуровка, которое начинается сразу за речкой. Сейчас на базе мельницы работает Мазуровская ГЭС, успешно вырабатывая киловатты энергии.

Мазуровская ГЭС

Ещё при Союзе через Мурафу был переброшен ещё один мост, очевидно для уменьшения нагрузки на существующую дамбу, но 1991 год похоронил проект транспортного перехода и сейчас новый мост соединяет огороды, расположенных поблизости домов с заросшим осокой противоположным берегом речки Мурафа.

Мост через Мурафу

Мост через Мурафу

Возвращаемся в центр. Кроме нововозведённого моста в наследство от Советского Союза Черновцам достался гигантский дом культуры с памятником Ленину при входе. Такого огромное здание всегда доставляет хлопот для всех небольших райцентров - поддерживать в надлежащем состоянии подобные заведения довольно затратно.

Ленин

Дом культуры

На часах уже послеобеденная пора и я спешу обратно к автостанции. Ещё как я только приехал в Черновцы, кассирша сразу предупредила меня на вокзале, что последний автобус на Винницу отправляется в 15.10 - смотри, мол, не провтыкай. Относительно раннее время отправления последнего автобуса к областному центру проблема не только Черновцов, но и большинства наиболее отдалённых от Винницы районных центров области. Но кроме Винницы из Черновцов можно легко доехать до Вапнярки и Могилёв-Подольского, что является редкостью. Как правило, расписания движения автобусов на периферии ограничены маршрутами исключительно до Винницы.
июль 2013