Идея съездить в Чечельник вызревала у меня почти год. Сложно объяснить чем меня привлекал этот небольшой городок на юге Винницкой области - все доступные путеводители Украиной по партизански молчали, даже не упоминая о существовании Чечельника, что наталкивало на логические выводы о том, что смотреть там особенно то и не на что. Нормальных фотографий, по которым можно было бы сложить минимальное представление о городе, я тоже не нашел, только короткая заметка с историей возникновения города на сайте Чечельницкой районной администрации и перечень вроде бы уцелевших архитектурных памяток, фотографий которых опять таки найти не удалось, только разжигал желание протрястись три с половиной часа в автобусе и увидеть собственными глазами то, что так старательно скрывали печатные и электронные средства массовой информации.
|
Чечельницкий район
|
Чечельник - это терра инкогнита Вининцкой области. Город расположен в 160 километрах от Винницы в стороне от главных транспортных магистралей. По количеству населения Чечельницкий район, вместе с Пещанским и Черновицким, уверенно занимают последние позиции, что, очевидно, обусловлено экономическими факторами и отсутствием рабочих мест. При Советском Союзе даже были попытки ликвидировать Чечельницкий район, которые закончились ничем и Чечельницкий район снова был обозначен на картах Украинской Советской Социалистической Республики.
|
В десяти километрах от Чечельника. Переезд через колею узкоколейной железной дороги Рудница - Гайворон
|
Несколько лет назад я уже был в Балте, до которой от Чечельника всего лишь 40 километров, и был приятно впечатлен - тихий, спокойный городок с интересными старыми домами начала XX века. Поэтому и от Чечельника я тоже ожидал чего-то подобного - территориально города расположены не так уж и далеко друг от друга. Но 160 километров от Винницы и статус на самого сильного в экономическом отношении районного центра немного пугали - воображение вырисовывало сто километров разбитой в хлам дороги с оставленными по сторонам хатами мазанками, хозяева которых выехали в поисках лучшей жизни ближе к областному центру.
|
Чечельник
|
Вопреки моей преданной любви к общественному транспорту, после изучения расписания движения автобусов из Винницы на Чечельник, решено было ехать автомобилем. Слишком позднее время прибытия автобуса из Винницы и относительно раннее отправление последнего автобуса на Винницу, делало нас ограниченными во времени, а хотелось спокойно пройтись Чечельником, совершенно не думая о расписании автобусов и о дальнейших вариантах развития событий если последний автобус по какой-то причине будет отменен, что, в общем-то, случается не так и редко.
|
Чечельник
|
Доехали быстро. Вопреки моим представлениям о юге Винницкой области, которые сформировались после поездок по Пещанском и Барском районах, последние 40 километров от Тростянца до Чечельника, которых мы больше всего боялись, представляют собой практически хай-вей, где можно разогнать вашего железного коня до максимально разрешенной правилами дорожного движения скорости.
|
Центр города
|
Чечельник не отличается богатством архитектурных форм и вряд ли впечатлит экзотическими памятками истории одиноких туристов. Это обыкновенный райцентр, такой, которых по всей стране можно насчитать не один десяток, но, тем не менее, городок чистый и опрятный, конечно в рамках своего скромного бюджета, главными наполнителями которого являются предприятия "Полимергаз" и "Чечельницкий молочный завод", который расположен на окраине города, в селе Тартак.
|
Чечельницкий сельский совет
|
|
Государственная инспекция сельского хозяйства в Винницкой области
|
Заметных строений, по которых можно было бы идентифицировать центр города, в Чечельнике нет, поэтому будем отталкиваться от симпатичного здания сельского совета, рядом с которым находится инспекция сельского хозяйства, а чуть дальше, через дорогу от сельсовета, стоит заброшенный универмаг - ситуация типичная, заброшенные государственные магазины, оставленные Украине в наследство от Советского Союза, до сих пор встречаются по всей стране.
|
Универмаг
|
Главная архитектурная памятка города - усадьба князя Орлова, которая сегодня могла бы стать настоящим украшением Чечельника, сгорела во время революционных событий 1917-го года.
|
Парк
|
|
Центральный вход в парк
|
Парк, где стояла усадьба Орловых, был высажен в прекрасном месте, на берегу речки Савранки, которая протекает через Чечельник. Сейчас внешний вид парка, конечно, немного изменился после событий 1917-го года, но, тем не менее, место здесь хорошее, в парке тихо и уютно.
|
Мемориальный комплекс
|
Продвигаемся ближе к центру. На перекрестке улиц Котовского и 50-летия СССР сооружен мемориальный комплекс воинам, которые погибли во время второй мировой войны.
|
Свято-Михайловская церковь
|
Рядом с мемориалом, на месте разрушенной в 1937 году церкви, в 1996 году был построен новый - Свято-Михайловский храм, с высоченной 52-х метровой колокольней.
|
Улица Котовского, 15. Управление парка "Кармелюковое Подолье"
|
Улицей Котовского, которая тянется вдоль парка, высаженного вокруг мемориала, подходим ближе к центру города. Центр Чечельника чем-то оригинальным вряд ли удивит - несколько жилых двухэтажных домов, магазины, здание районной администрации и небольшой рынок, дорога вдоль которого тянется вниз к автостанции.
|
Привокзальная площадь и вокзал
|
Из Чечельника на Винницу автобусов ездит не много , но, благодаря соседству с Одесской областью, в расписании движения есть автобусы на Одессу, Балту и Котовск.
|
Автовокзал
|
Автовокзал, кстати, был не единственным транспортным узлом города. В конце XIX века от станции Дохно, Одесской железной дороги, до Чечельника была проложена ветка узкоколейной железной дороги, которая в основном обслуживала сахарный завод и местные сельскохозяйственные предприятия.
|
Посадочная платформа и вокзал железнодорожной станции Чечельник
|
Железная дорога работала до середины 1990-х годов и была разобрана в начале 2000-х. Вокзал бывшей железнодорожной станции Чечельник сохранился до наших дней. Нашли мы его не сразу, но поиски были не напрасными - бывший дежурный по станции обрадовался гостям и, вспоминая с ностальгией времена, когда железная дорога в Чечельнике ещё работала, поделился некоторыми фактами из жизни бывшей станции Чечельник.
|
Костел
|
|
Костел
|
Ещё один интересный объект в Чечельнике - католический костел, находится он на выезде из города в северном направлении. Костел Иосифа Обручника был построен в 1751 году князем Станиславом Лююбомирским. Известно, что первый костел в Чечельнике был деревянным. Но позже, в 1786 году, был возведен каменный костел, именно тот, который мы в несколько видоизмененном виде и имеем возможность видеть в Чечельнике.
|
Ворота польского кладбища
|
|
Клеймо на замке ворот
|
Через дорогу от костела расположено католическое кладбище, на котором, кроме большого количества польских захоронений, особенно интересной, с архитектурной точки зрения, является часовня князей Собанских, которая находится напротив центрального входа.
|
Часовня князей Собанских
|
Часовня длительное время была семейным склепом князей Собанских, но в 1928 году останки Собанских были перевезены в Польшу, поэтому сегодня часовня является всего лишь памятником архитектуры XIX века.
|
Еврейское кладбище
|
|
Еврейское кладбище
|
Ещё одну страницу истории Чечельника открывает Еврейское кладбище, которое находится рядом с Польским, на крутом спуске, с которого виден почти весь город.
|
Еврейское кладбище
|
Евреи начали селиться в Чечельнике ориентировочно в XVIII веке. Согласно переписи населения, в конце XIX века в Чечельнике проживало несколько тысяч Евреев. Большинство из них были предпринимателями и торгашами, что в значительной степени позитивно влияло на экономику региона.
|
Хин Ш.А. 1874-1941. г. Сороки
|
Но, в отличии от Шаргорода или Томашполя, в Чечельнике сложно найти бывшие еврейские кварталы - большинство еврейских домов или давно разрушены, или перестроены современниками до неузнаваемости.
|